Между ветром и дождем
Лето крутит руль,
Смесь апреля с сентябрем -
Питерский июль;
На мерцающей волне
Звездная слюда:
Крошки света сыплет мне
Финская вода.
Между ветром и дождем
Лето крутит руль,
Смесь апреля с сентябрем -
Питерский июль;
На мерцающей волне
Звездная слюда:
Крошки света сыплет мне
Финская вода.
С днем рождения Мандельштама!
Есть в эти дни и такой праздник. Поедим конфет и пирожных в честь сластены.
А еще сегодня день рождения Грибоедова.
Тут, кажется, у меня получилось смешение старого и нового стиля. И все же дивно, что два поэта рядом.
Ни хлеб, ни картошка не ходят пешком в магазин.
Они дорожают, когда дорожает бензин.
Дорогие друзья и коллеги!
С Новым годом!
Все знают, что в это время сбываются желания. Иногда и те, что загаданы давно.
Спешу сообщить, что в конце 2017-го вышла "Мандельштамовская энциклопедия". Уже знаю, что книжка есть и можно радоваться. Но в руках у меня ее пока нет, ошибок еще не увидела. Блаженное время!
Успели ко дню памяти О. М.
А скоро его день рождения.
А завтра Рождество.
Праздники кругом. Ура!
Господа, а ведь сегодня праздник. И очень актуальный в связи с нынешней обстановкой. Сегодня день поэзии. И день великого поэта, отстоявшего свое право на песни. Сегодня же Иоанн Дамаскин. Так пусть не забудет никто, что Дамаск знаменит не только мечами и клинками, а еще и стихами.
У меня с этим днем связана одна история. Помнится, лет этак двадцать назад дома был ремонт. И сутки пришлось прожить на пустовавшей тогда братниной квартире. Конечно, захотелось посмотреть, что интересного есть в книжном шкафу. Среди интересного оказался том стихов А. К. Толстого. А в томе поэма "Иоанн Дамаскин". Там конец очень красивый. Прямо наизусть учится.
Уже задним числом поняла, что эта книжка оказалась у меня в руках и открылась на нужной странице не просто в одну из зимних суббот, а вот именно семнадцатого декабря. Бывает же. Мир Дамаску. Да здравствует поэзия!..
Прогнозы любим делать мы все. В самых обычных дружеских, семейных, соседских беседах предсказаний бывает немало. Более или менее официальными прогнозами наполнены газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, интернет-сайты. И едва ли не каждый вечер в прогнозе погоды я слышу очень смешную фразу: "В Петербурге возможен дождь". Граждане дорогие! Да когда же он у нас невозможен?
Вчера не стало Новеллы Матвеевой. Все детство рядом с ней, с ее пластинкой и книжкой "Ласточкина школа". Как-то ненавязчиво и незаметно, но стихи эти рядом все время. Почему были? И есть. Их же все знают. И все поют. Песни не пропадут. Под землю уйдут, как ручей. Но не исчезнут. Спасибо им за отвагу и нежность.
Не стало Владимира Марковича Марковича.
Самое удручающее в карельской трагедии — инструкторы живы, а детей нет.
В день рождения Пушкина как не вспомнить о золотой рыбке?
Почему-то почти все у нее чего-то просят. Вот «Яндекс», например, по запросу «Что попросить у золотой рыбки» (так набрала, без вопросительного знака) выдал 3 млн ответов. А на «Большом вопросе» (www.bolshoyvopros.ru) есть игра «Какое желание вы бы попросили у золотой рыбки?» Неловко даже как-то от такой неграмотности. И дело не только в том, что нельзя «попросить желание». Просто Пушкина, похоже, забыли основательно. Рыбку ведь выпустить нужно. Что мы, в самом деле, пираты, что ли? Рэкетиры? Главное же ласковое слово сказать: «Твоего мне откупа не надо». И в синее море отпустить ее.
С днем Кирилла и Мефодия - 24 мая!
Спасибо братьям за азбуку.
Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии в Охриде (Македония), около 1045 г. Википедия
7 мая не стало Никиты Алексеевича Струве (1931-2016). Он ушел на Светлой неделе. Помянем великого человека...
В "Новой газете" опубликована статья П. Нерлера "Человек-мост" памяти Н. А. Струве:
Сегодня, в годовщину, посмотрела по Интернету неплохой фильм про Н. А. 2011 года.
Немало интересного.
С днем рожденья, Никита Алексеевич! (Сегодня 16.02.18)
Дорогие коллеги!
В Сети появился варшавский сборник (материалы мандельштамовской конференции).
— Danke schön,— ответил медведь, когда поварешка ударила его по голове.
И в самом деле, пора было выходить. Чтобы прийти туда, где всем задают вопросы.
— Сколько ножек у двух сороконожек и одного стула?
— Восемьдесят четыре.
— Как по отчеству Павлика Морозова?
Здравствуйте! С наступившим всех! Как приятно убедиться, что многое в мире по-старому. Что есть и елка, и игрушки, и гирлянды, и куранты... И даже снежок и мороз в Питере появились. Наконец. И "Абба", как всегда, желает счастливого нового уха. Правда. Два раза переслушивала сегодня (то есть, вчера уже) запись в Интернете. Никакого йота там не слышно. Happy new ear. А я не против. Пусть оно не услышит больше ни про взрывы, ни про теракты, ни про эпидемии. Пусть научится грамотно слушать "Культуру". И поймет, когда нужно хлопать под марш Радецкого. И будет счастливо.
В этой статье речь пойдет том положении, которое занимают в лирике О. Мандельштама мы-субъекты среди других персонажей. О субъектной структуре поэзии Мандельштама вообще и его лирическом мы в частности сказано уже немало. Различные значения этой местоименной формы в его лирике были подробно рассмотрены Д. И. Черашней[1]. Важные наблюдения содержатся также, например, в монографиях С. Бройда[2] и Д. М. Сегала[3]. Но практически во всех перечисленных исследованиях анализируется мы отдельных текстов или мы какой-либо группы текстов, например сборника «Tristia».
Анна Еськова (Санкт-Петербург). В статье предлагается построчный комментарий к четверостишию О. Мандельштама «Здесь я стою — я не могу иначе…», особо рассматривается образ темной горы.
Ключевые слова: Лютер, Реформация, темная гора.
Отчего душа так певуча
И так мало милых имен,
И мгновенный ритм — только случай,
Неожиданный Аквилон?
Он подымет облако пыли,
Зашумит бумажной листвой
И совсем не вернется — или
Он вернется совсем другой.
О, широкий ветер Орфея,
Ты уйдешь в морские края, —
И, несозданный мир лелея,
Я забыл ненужное «я».
Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот...
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?
1911
При исследовании художественного текста продуктивным может оказаться рассмотрение отдельного слова или группы слов во всех контекстах. Такой подход представляется особенно плодотворным для изучения творчества О. Мандельштама. Ведь «мы чувствуем мандельштамовскую интонацию, дыхание его живого слова даже в отдельных словосочетаниях, оборотах речи» [Левин и др. 1975: 52]. В этой статье речь пойдет о словах Альпы и альпийский в лирике поэта. Все произведения Мандельштама целесообразно рассматривать как единое целое, поэтому нужно учитывать (хотя бы в качестве фона) употребление этих слов в мандельштамовской прозе. Нельзя игнорировать и смыслы, закрепившиеся за исследуемыми словами в русской поэтической традиции. Выявить эти смыслы позволяет поэтический корпус НКРЯ.
В белом раю лежит богатырь:
Пахарь войны, пожилой мужик.
В серых глазах мировая ширь:
Великорусский державный лик.
Только святые умеют так
В благоуханном гробу лежать;
Выпростав руки блаженства в знак,
Славу свою и покой вкушать.