Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
Губайловский Владимир

Губайловский Владимир

Владимир Губайловский, редактор сайта http://novymirjournal.ru, редактор отдела критики и публицистики журнала "Новый мир".
Email telega1@yandex.ru. Книги стихотворений "История болезни" (1993), "Судьба человека" (2008). Романы "Камень" ("Новый мир", 2007, №9), "Точка покоя" ("Новый мир", 2014, №4), "Учитель цинизма", ЭКСМО, 2014.

Добавлено : Дата: в разделе: СССР
Автомат

Самая динамичная сцена в фильме «Москва слезам не верит» – драка, в которой герой Баталова - Гога - ведет себя в высшей степени достойно – защищает поклонника дочери своей пассии, которого чуть ли не впервые видел (действительно ближе родственника трудно найти, но он то хоть дочь видел, а вот его приятель, который по яйцам получил со всего маху, вообще не пришей ни к чему рукав – он-то за что пострадал?)

После драки Гога и юная особа идут по ночному городу и рассуждают о Диоклетиане, который почему-то не захотел быть императором. Странный все-таки слесарь этот Гога – Диоклетиана знает. И девушка его спрашивает: «Так значит вы абсолютно счастливый человек?» На что он отвечает: «Не вполне. Вот если бы мне сейчас удалось выпить стакан газировки…» «Ну тогда уж с сиропом!» - весело подхватывает барышня. И они, судя по всему, направляются к автоматам с газированной водой.

Привязка к тегам Back in the USSR

Добавлено : Дата: в разделе: Филология
Топология "Пиковой дамы"

В повести Пушкина “Пиковая дама” есть два эпизода, которые до сих пор, спустя почти 200 лет после публикации повести, вызывают споры и рождают недоумения, вплоть до предположений: а не “обдернулся” ли Пушкин?

 

I

В статье “О семантическом фараоне текста” выдающийся филолог и знаток пушкинского творчества Сергей Бочаров пишет:

“Внутренняя фантастичность — таков закон пушкинского сюжета”. Это сказано Л. В. Пумпянским [1]. Внутренняя, неявная фантастичность. На этот счет совсем недавно замечена подробность, которую мы при чтении не замечаем [2]. Пропускаем две короткие фразы: “Швейцар запер двери. Окна померкли” — после чего через несколько строк он [Германн] ступил на крыльцо и взошел в освещенные сени. Т. е., если связать все звенья в тексте, он прошел через запертую дверь, как потом в фантастическом эпизоде и явившаяся к нему женщина в белом. После Германн проверит: “Дверь в сени была заперта”. Получается, что через запертую дверь прошли они оба — но она-то видение Германна, а он сам? Существо, проходящее через запертую дверь, — воля, напор, насилие?

Привязка к тегам Пиковая дама

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Конец света. Голливуд и фон Триер

В заметке “Ошибка фон Триера” я довольно подробно показал, что модель моментальной гибели Земли, показанная в фильме “Меланхолия”, недопустима, поскольку противоречит законам физики нашего мира. Сразу появились комменты, в которых мне предлагали проверить с естественно-научной точки зрения - мог ли Колобок говорить человеческим голосом, и могла ли Курочка Ряба нести золотые яйца.

Я бы хотел немного прояснить свою точку зрения. В отличие от “Курочки Рябы” или, скажем, “Игры престолов”, где нам сразу говорят, что перед нами вымышленный мир, в котором действуют свои законы, - фон Триеру очень важно показать мир реалистический, максимально близкий к нашему повседневному опыту, то есть мир возможный. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Ошибка фон Триера

Я не буду касаться художественных достоинств фильма Ларса фон Триера “Меланхолия”. Я заранее согласен, что фон Триер - гений.

Но я хочу обратить внимание на существенный момент - картина, показанная в этом фильме, противоречит законам природы, хотя и прикидывается реальным описанием глобальной катастрофы.

В этом фильме (если отвлечься от страданий героинь и героев) рассказывается о том, как на Землю наталкивается планета Меланхолия, чей размер значительно (примерно в 10 раз) превышает размеры нашей планеты. Земля гибнет, и соответственно все живое - в том числе героини и герои фильма - тоже гибнут.

Добавлено : Дата: в разделе: Наука
Лицо кота. О другой культуре

В моем доме много лет жили кошки. Я их кормил, убирал за ними, чесал за ушком, тратил на них время и деньги. Иногда совсем немалые, иногда последние, если кошки вдруг заболевали. И меня никогда не оставляло ощущение, что я никакой не хозяин “домашнего животного”, а такой, если и не раб, то обслуживающий персонал, которому по каким-то причинам, ясным только самим кошкам, позволено за ними ухаживать и ими восхищаться.

На Земле сегодня живет около 600 миллионов кошек (практически все эти кошки - домашние), примерно миллиард овец и столько же коров, немногим больше миллиарда свиней. Собак - около 500 миллионов.

О "провале" российской команды на ММО-2015

Российская команда на Международной математической олимпиаде в Таиланде впервые осталась без золотых медалей. СМИ расценили выступление российской команды, как "провал", а в социальных сетях по поводу выступления команды юных российских математиков поднялось серьезное бурление масс.

Давайте посмотрим повнимательнее на то, что произошло (да вообще произошло ли хоть что-то из ряда вон выходящее) и проанализируем некоторые аргументы участников дискуссии.

Журнал "Экперт" опубликовал статью Александра Привалова "Дореформировались". Привалов пишет, что для того, чтобы получить "золото" в Таиланде надо было решить 4 задачи из 6. Это не так.

Привязка к тегам математика

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Автобиография

Родился в 1960 году,
Присоединился к живому народу.
Рос, пил воду,
Ел еду.
Двенадцати лет влюбился. завел тетрадь,
Стал в нее писать
Всякую лабуду:
Про любовь, непонимание между полами – ту-ту-ту, ду-ду-ду.
В 1977 поступил в МГУ,
Учился на мехмате незнамо чему.
Окончил, приобщился к общественно-полезному труду.

Сильнее, чем миллион. О Григории Перельмане

А.: Гриша Перельман заставил всех нас (ну, или скажем, многих) пережить несколько дискомфортных минут, когда отказался от причитающегося ему миллиона долларов США. Но со временем его поступок выглядит все более вдохновляющим.
В.: да он же потом вроде забрал его, миллиен то? не помню где уж слыхал, но там у него женсчина появилась и она его "убедила" забрать деньги:-) 
А.: я не слышал, что он взял таки мильон; в самом деле?
H.: взял, мама уговорила!
A.: да, миллион - это сила
(Из разговора в ФБ. Орфография и пунктуация подлинника сохранены.) 

Впервые я узнал о Григории Перельмане 4 июня 2003 года. В этот день на сайте “Русского журнала” появился перевод статьи Джордана Элленберга “Математика - дело молодых?”, где очень коротко рассказывалось о гипотезе Пуанкаре и премии Института Клэя (The Clay Mathematics Institute of Cambridge, Massachusetts, The Millennium Prize Problems) размером в миллион долларов, которая за это доказательство обещана. (Оригинал статьи: Is Math a Young Man's Game? No. Not every mathematician is washed up at 30. By Jordan Ellenberg)

21 июня исполняется 105 лет со дня рождения Александра Твардовского (1910—1971).

У нас в редакции «Нового мира» нельзя курить, как и везде почти. Часто, вместо того чтобы топтаться у дверей, я ухожу на Страстной – благо, близко совсем. И обязательно задерживаюсь у памятника Твардовскому.

Памятник – на удивление удачный. Твардовский – весь какой-то закутанный, на нем пальто, пиджак, пуловер, рубашка, галстук, как будто под этой грудой одежды он хочет то ли согреться, то ли спрятаться. Лицо – узнаваемое. Но слишком красивое. Острые, тонкие черты. Если судить по фотографиям – лицо у Твардовского было одутловатое, расплывшееся. Но все равно что-то в этом памятнике угадано – эти складки, складки, складки одежды. И отразившаяся на лице горечь и ощущение тупика.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Когда все разлаживалось, все шло не так, Оля говорила: “Надо вязать одеяло”. И действительно садилась вязать одеяло.

Вязание одеяла дело очень долгое (практически бесконечное) и крайне монотонное, оно оставляет голову почти свободной, но требует определенной концентрации внимания. Можно было бы сказать, что вязание одеяла успокаивает. Но это все-таки не главное. Главное - вязание одеяла позволяет в конкретной точке мира и одной отдельно взятой голове - остановить время. Перейти в мир, где времени нет. Провалиться в паузу бытия. Остановка времени - это субъективная точка отсчета. Это - новое начало.

Пенелопа тоже день за днем “вязала одеяло”, то бишь ткала покрывало. Но она его еще и распускала ночами. И это в точности остановка времени.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

В своем блоге Яндекс пишет: "В четверг думский комитет по информационной политике обсуждал законопроект, который обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из поисковой выдачи ссылки на незаконную или недостоверную информацию, или даже на достоверную, если она касается событий трёхлетней давности."

Это очень опасная законодательная инициатива.

Мы живем в информационном континууме и связанность этого пространства обеспечивают именно поисковые системы.

То что нельзя отыскать, - не существует.

Лекция - это довольно странный и вполне бессмысленный процесс. Профессор стоит у доски, что-то невнятное бубнит и пишет формулы. Некоторое количество студентов — не менее 2-х и не более 500 — сидят и как бы его слушают. Предполагается, что они следят за развитием мысли профессора и стараются ее законспектировать, чтобы потом использовать свои записи при подготовке к экзамену.

Профессор предполагает, что студенты понимают и запоминают сказанное. Студенты (кроме самых тупых) на этот счет совершенно не обольщаются.

Как известно, в СССР секса не было. А вот эротические сцены, иногда весьма откровенные, в советской подцензурной литературе были. И более того, художественные произведения, содержащие эротические сцены удостаивались Государственных премий, а их авторы - правительственных наград.

Прежде чем привести лишь несколько примеров, я хочу оговориться. Ничего плохого я в этих произведениях не вижу (во всяком случае в эротических сценах). И помечать эту свою заметку какими-то предупреждениями вроде 18+ - не буду, поскольку все эти книги до сих пор продаются в книжных магазинах и никаких полиэтиленовых упаковок на них нет. А в СССР эти книги одобрил Главлит (то бишь цензура), а это ведомство будет покруче депутата Мизулиной и ее высоконравственных коллег.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

22 мая в Калужском драматическом театре состоялось награждение лауреатов русско-итальянской премии “Белла”. Премия вручалась в третий раз.

И разговоры, которые велись за эти двое суток в Калуге и Тарусе, и само торжество, и сопутствующая программа, оказались крайне насыщенными. Мне довелось участвовать в этом празднике, и я немного о нем расскажу.

Но сначала я представлю жюри и лауреатов.

Лауреатами премии “Белла” стали: Алексей Кудряков (“Русское стихотворение”), Лавиния Коллодел (“Итальянское стихотворение”), Владимир Губайловский (“Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии”), Лилия Гибадуллина (“Касание Казани”), Аннелиза Аллева (“Итальянь, русея”). (Алексей Кудряков на вручении присутствовать не смог.)

Эта моя весьма короткая речь была произнесена 23 мая 2015 года со сцены Калужского драматического театра во время церемонии награждения лауреатов премии "Белла" за 2014 год. Представляла лауреата в номинации "Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии" – председатель русского жюри премии, литературный критик Наталья Борисовна Иванова.

Критиков редко награждают премиями. И я хочу в первых словах выразить свою глубокую благодарность прекрасным людям, придумавшим премию “Белла” и включившим в нее номинацию “Литературно-критическое эссе о современной поэзии”. Я благодарен журналу “Новый мир”, опубликовавшему мою статью “Конец эстетической нейтральности”. Я благодарю уважаемое жюри, которое из большого списка достойных претендентов выбрала мою статью.

Это интервью Татьяна Солюс взяла у Дмитрия Зимина в начале 2011 года. Полностью оно никогда не публиковалось. Это интервью для телепрограммы, в работе над которой я тоже принимал посильное участие. В разговоре принимает участие Ольга Орлова, руководившая в то время проектом.

Программы выходили еженедельно на канале «Россия 24». Они были об инновационном бизнесе. Интервью пространное – больше часа, поскольку бралось сразу для двух программ – о «Вымпелкоме» и о фонде «Династия». Где-то возможно сохранилась полная видеозапись, но мне она недоступна. Частично интервью вошло в телепрограммы, частично – в отдельные видеоролики, которые и сейчас доступны на Youtube.

Добавлено : Дата: в разделе: Математика

23 мая мировые информационные агентства принести горькую весть о трагической гибели Джона Форбса Нэша-младшего - математика, внесшего огромный вклад не только в развитие самой математической науки и экономики, но и в более широкие области культуры и даже политики. Вместе с Нэшем погибла его жена Алисия. Ему было 86 лет. Ей - 82.

Трагедия случилась возле городка Монро, Нью-Джерси. Как сообщил CNN сержант полиции Грегори Уильямс (Gregory Williams), такси, в котором ехали Джон Нэш и Алисия, двигалось на юг по левой полосе. Пытаясь обогнать идущую впереди машину, таксист потерял управление и врезался в дорожное ограждение. Нэш и Алисия вылетели из автомобиля. Они скончались от полученных травм на месте происшествия. Водитель такси доставлен в больницу. Его травмы не угрожают жизни. Сержант также сообщил, что обвинения никому не предъявлены, ведется расследование.

Добавлено : Дата: в разделе: Математика

Эта небольшая пьеса о гениальном математике неожиданно для меня написалась осенью 2009 года во время длительных прогулок по Кусковскому парку. Ни до, ни после я пьес не писал. А тогда я бродил по парку и разговаривал с собой. В моем рюкзачке лежали листы бумаги, ручка и пара банок пива. Я отхлебывал и присаживался на лавочку, а если лавочки поблизости не оказывалось, то на пенек – и писал от руки, чего со мной много лет не случалось. Сначала мои герои разговаривали со мной, но постепенно они обо мне забыли, а я стал только внимательным наблюдателем.

Попробую проиллюстрировать «математическое» и «гуманитарное» мышление на двух примерах. Первый взят у Нила Стивенсона из его романа «Криптономикон», второй – у Льва Толстого из его рассказа «Много ли человеку земли нужно». Представителем «математического» - абстрактного и точного – типа мышления я выбрал стивенсоновского Лоуренса Притчарда Уотерхауза (что естественно, он и романе математик), а «гуманитарного» – конкретного и неточного – героя толстовского рассказа мужика Пахома. (Более подробно о типах мышления я писал в своих заметках «Леся Рябцева и день рождения Шерил»).

Как думает математик? Во-первых, он думает постоянно, что не часто случается среди народонаселения. Во-вторых, он думает достаточно специфично: его размышление направлено на описание действительности с помощью пригодного для данной задачи формализованного языка. Если подходящий язык не найден, он может быть разработан.

Многие видели этот в своем роде примечательный диалог между Виктором Шендеровичем и Лесей Рябцевой на «Эхе Москвы»:

Рябцева: 8 миллионов в стране.
Шендерович: Я... Сколько?
Рябцева: 8? Я могу ошибаться.
Шендерович: Кого?
Рябцева: Миллионов в стране людей, говорю. И, да, нет?
Шендерович: Кого?
Рябцева: Людей, людей.
Шендерович: В какой стране?
Рябцева: Как вы хотите, чтобы все люди договорились об этом.
Шендерович: В какой стране 8 миллионов?

Несмотря на то, что пьянство занимает значительное место в истории мировой цивилизации, я знаю всего два произведения, в которых винопитие является и сюжетной основой, и фактурой текста – это «Квартал Тартилья-Флэт» Джона Стейнбека и «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. Нельзя сказать, что в других книгах никто о пьянстве не пишет, отнюдь – пишут и даже очень, но не так как у Стейнбека и Ерофеева. И дело не в бахтинском карнавале, не в трагическом празднике – а истинное пьянство всегда трагикомично. Герои этих книг и Дэнни, и Веничка – люди, обретшие нечеловеческую, высшую степень свободы. Они открывают миры, и эти миры уносят тебя в пустоту небытия, в те места откуда истину удобнее всего рассматривать. Но у Стейнбека все-таки не так остро, как у Вени.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Это было в сентябре 1982 года. Белла Ахмадулина выступала на географическом факультете МГУ. Я уже окончил университет – только что окончил. Но свой студенческий не сдал, потому что хотел приходить в универ, а без него в ГЗ не пускали. И все было более-менее нормально. Но в тот самый вечер, когда выступала Ахмадулина, зоркий мент углядел, что мой студенческий просрочен и с каким-то прямо-таки сладострастием разорвал мой старенький студбилет. И меня выставил из проходной.

Я был близок к отчаянию. Но не мог же я не попасть на Ахмадулину. Ясно не мог. Я побрел вокруг универа, не очень представляя, что же предпринять, и вышел к боковым воротам под аркой - они на моей памяти никогда не отпирались, и потому ментов там не было. Ворота высоченные – метров, наверное, семь, а то и выше - витые железные. Дальше кадр из Эйзенштейна: штурм Зимнего - рабоче-крестьянские массы прямо через похожие витые ворота лезут во дворец. Ну и я рискнул.

Добавлено : Дата: в разделе: Математика

Александр Гротендик писал: «Тем сильнее воображение исследователя и его способность к открытию, чем отчетливее он слышит голоса вещей».

Он был одним из самых великих и самых странных математиков XX века, а в этом веке недостатка ни в великих математиках, ни тем более в странностях, никогда не ощущалось.

Он скончался в возрасте 86 лет 13 ноября 2014 года в Сен-Лизье - крохотном городке во французских Пиренеях.

Я скажу о нем несколько слов, но главное – приведу довольно пространные цитаты из книги Гротендика. Это – редкие и потому драгоценные свидетельства из волшебной страны – математики, откуда к нам вообще мало доходит вестей.

Добавлено : Дата: в разделе: Песня

Премия "Поэт" 2015 года присуждена поэту и драматургу Юлию Черсановичу Киму.

Моя френд-лента состоит по крайней мере на треть или даже больше из литераторов. Но мало кто порадовался тому, что премия “Поэт” присуждена Юлию Киму. Мне очень обидно. Как бы мы не относились к премиям вообще и к премии “Поэт”, в частности, но то, что Ким этой премии достоин - для меня совершенно несомненно.

Песни Кима сопровождают меня почти всю сознательную жизнь.

Я начал слушать Кима с первого курса. Я учился на мехмате, а Кима на факультете очень любили. Любили и Окуджаву, и Высоцкого, и Визбора, и Галича, но они все-таки были далеко, а Ким - он же свой.

Привязка к тегам Юлий Ким

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Лев Толстой удивлялся: “Почему романы заканчиваются свадьбой? Ведь после этого самое интересное только начинается”. И написал “Анну Каренину”. “Почему романы заканчиваются смертью героя? Ведь после этого самое интересное только начинается”, - подумал Джордж Мартин и взялся писать “Песнь льда и пламени”.

Когда меня все-таки усадили смотреть “Игру престолов”, я отнесся к этому сериалу скептически. Ну да, ну AU (alternative universe). Вот хороший Нэд Старк, благородный и правильный на всю голову. Сейчас он всех построит и восстановит мир и справедливость в этот странном бардаке. В общем порядок наведет. Даже когда Старк попал в тюрьму и ему грозила казнь, меня интересовала не судьба героя, а то, как вывернется автор - как он благородного Старка будет спасать, потому что главный герой погибнуть не может. И вовсе не потому, что его трудно угробить.