Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Борьба с государством: забытые люди и возбужденная толпа.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1340
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В этой стране нет человечности. Здесь каждый решает свою проблему. Закончился короткий и неглубокий, как выгребная яма, ХХв., но в этой стране, которую мы, нравственно дистанцируясь, называем нашей, еще не установлен предел невмешательства государства в дела личности и личность еще не научилась защищать себя от авторитетов толпы. Привычный ей язык, ее речевой облик разрушают, как прежде, и саму личность, и ее социальные связи. В попытке защищать себя мы перешли границу XXIв. Сегодня еще острее необходимость соединения людей свободных, не отягощенных дремотой, в локальные группы (а групп – в сетевое сообщество) для защиты своих прав и равного диалога и с государством, и с толпой. Неудавшиеся попытки прямой и представительной демократии побудили искать новый путь, и им стала новая по технологиям и способу коммуникации электронная (облачная) демократия.

Четвертая свобода президента Рузвельта – свобода от страха – оказалась несбыточной мечтой, как приглашение на Марс для молодых героев из рассказов Берестова (но не для Илона Маска). Суверенитет миллионов людей подорван теми, кто вырос с автоматом на коленях и пришел умирать. На международной повестке дня: беженцы, заложники, теракт и… новая холодная война, – Россия на этом фоне сама выглядит угрозой, оставляя и первые три президентские свободы в стороне от реальной жизни своих граждан, нарушая их индивидуальный суверенитет; и у людей, несогласных терпеть это, – нет статуса и нет защиты. Европейскому сообществу, если оно пожелает исправить ситуацию, следует помнить о двух смертях: Александра Долматова (в 2013-м) и Вадима Колесникова (в прошедшем году). Людям в оппозиции к режиму, тем людям, что не вписываются в 86% [1], нужен статус и нужна защита, иначе при негативном сценарии им может понадобиться «нансеновский паспорт». Предупреждение: в работе используется аргументация метафор, не свойственная научной статье, и личные наблюдения автора.

1. Солидарность и принудительное единство.

"Народ за Путина, и юная жена

Меня, похоже, разлюбила".

Дм. Веденяпин. Варшавская элегия

О настроениях внутри России человеку наблюдательному и информированному говорить нет необходимости – достаточно выбрать подходящий эпиграф (надеюсь, мне это удалось). Другое дело, европейская политика как в отношении России (и ее «соотечественников за рубежом»), так и в связи с теми ценностями, которые у нас в федеральных СМИ пренебрежительно называют европейскими, – здесь много неясного даже для человека искушенного. По мнению экспертов [2] , политика ЕС непоследовательна – «ослабили давление» – отсутствует единая стратегия. Германия не считает Россию угрозой в той мере, в какой это видится Чехии, Польше и Прибалтийским странам; те, в свою очередь, неохотно принимают беженцев с Востока. Наднациональная политика входит в конфликт с политикой национальных государств, а экономические проблемы вызывают большую обеспокоенность, чем то, что мы называем европейскими ценностями (у евроскептиков в ходу слово «сервильность»).

Следует сразу оговориться: речь идет не об «ориентированности на Америку» в ущерб национальной государственности и не о чужеродных (или потребительских) ценностях, но о правах человека (Human Rights [3]), – еще точнее, о правовом статусе личности, в основе которого «принцип невмешательства» – индивидуальный суверенитет, закрепленный во всех демократических конституциях, включая Россию и Сирию. У революций на Ближнем Востоке и в бывших советских республиках – общие корни – пренебрежение этим суверенитетом в интересах режима; и общие хронологические рамки – потерянное столетие. Европейское сообщество (обойдем слово «союз»), сформировавшееся в ходе торгово-экономического партнерства, но (как идея, альтернативная национал-социализму, и как политическая программа) существующее в тех же временных границах [4] , по духу предусматривает, что государство – союзник человека в его отношениях с внешним миром; а в основе этих отношений – нормы права и идеалы Просвещения (или, как сказал Е. Чичваркин на совместной пресс-конференции с М.Б. Ходорковским, «нормальные гуманитарные ценности»). В России это не так. Доставшаяся в наследство от Советского Союза наша государственность (и авторитарная личность [5]) не смогла преодолеть скрытую в себе тиранию, и интересы политического режима сложились в авторитарную структуру, продолжающую выталкивать людей в эмиграцию, где уже существует многочисленная, но индифферентная и плохо организованная диаспора, в которой идут обратные процессы (восстановления своих «национальных корней»), и «за» голосуют 70%. Им, конечно, хочется видеть русское поле, но на деле – это бетонная клумба Советского Союза, какие стоят вдоль больницы на Ленинском проспекте. В 1997-м известный идеолог геополитики З. Бжезинский опубликовал свой труд «Великая шахматная доска» где надеялся видеть постимперскую Россию ориентированной на Европу [6] , ассимилированной, а Европу – единой (и считал это делом самих европейцев, особенно французов и немцев [7]). И полагал, что от провала или успеха такой политики будет зависеть и роль России – позитивная или негативная.

Развитие нашей страны, со всей очевидностью, пошло по второму пути, и то, что случилось в 1999-м, стало следствием неучастия России в процессах евроинтеграции начала 1990-х. Один из первых законов новой власти в 1999-м (№ 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом») дал в руки режиму огромный ресурс – неоформленную, неадаптированную часть русской эмиграции. Старые институции, доставшиеся ей в наследство от двух первых волн, устарели. Новые появиться не могли (без международной поддержки) или носили характер частной инициативы; но тоска по социальному оптимизму и коллективная депрессия (описанная Довлатовым диванная и духовная тоска) жили в не перешедших на новый язык и новую коммуникативную основу людях. «Загадочный религиозный деятель Лемкус» пришелся, что называется, ко двору со своей «духовной дипломатией» – не получился из него пастор Шлаг. Еще до заявлений «оперуполномоченного по правам человека» и «лидера партии и народа» о защите интересов русских за рубежом на языке дипломатии (не лишенном старых советских штампов) русские в эмиграции назывались «потенциальными помощниками России». Выступления русских диаспор (неплохо организованные) в поддержку Путина (!) за рубежом стали кульминацией активной российской и пассивной евроинтегрирующей политики в отношении русских, проживающих вне границ своей языковой и культурной среды (а это около 30 млн человек). Подобные акты гражданской поддержки «своего правительства» прошли почти во всех странах, где исторически сложились крепкие русские комьюнити [8]: США, Германия, Чешская Республика, Австралия, – такие непохожие по своей политической культуре (и разнообразные по структуре эмиграционных волн) диаспоры оказались едины в своей политической оценке и в отношении аннексии Крыма и в целом, по существу политики, проводимой Президентом Путиным последние пятнадцать лет.

Наблюдая жизнь русских в Австралии, я вывел для себя ряд закономерностей:

– главным, что объединяет людей в комьюнити, является язык (в сравнении: для тюрских народов – это общее культурное родство, а для мощной украинской диаспоры – чувство гражданственности – статус гражданина, nationality);

– не доверительное отношение к носителю языка, сам язык становится «объединяющим фактором» [9], и именно запрет русского языка в восточных областях Украины вызвал в 2014 году широкую волну протестов. Вместе монолингвистичность и скрытые в языке психологические установки советского (авторитарного) мышления определяют его замкнутость, а ослабление роли языка воспринимается как денационализация [10]. Слишком долго язык выступал в качестве идеологической оболочки, и прорвать ее может только восстановление естественных между людьми горизонтальных связей и их персонализация.

В эмигрантской среде (комьюнити) заметны два типа групп по характеру:

– «одиночки», обычно собираются вместе для игр или клубного общения или не собираются вообще; комьюнити для них – возможность разнообразить свой досуг: «дружить на том единственном основании, что у вас общий язык, – затея странная» [11].

– «общественники», склонны развернуть общественную деятельность (воскресные школы, книжные ярмарки) и во всем этом выделить сверхидею (сохраним русский язык, спасем книгу), – со стороны это выглядит потребностью в толпе, где язык был бы, как шумы в радиоэфире; изнутри – «единение».

Существование каждой такой группы локально, а получение информации отличается моноканальностью (как назвал это В.В. Познер [12], рекламируя «Дождь», «одноканальное видение»), – одни застревают в социальных сетях внутри ближнего круга, другие, желая сохранить язык, подключают российское телевидение, включаются в общественную деятельность и становятся заложниками «норм», вывернутых наизнанку, и целого столетия, прожитого «наоборот»… Такую информационную воронку следует назвать принуждением к единству. 

 

2. Ненависть как инструмент политики.

"Во всех странах есть фашистские тенденции –

это своего рода скрытая тирания".

Роберт Мензис. «Свобода слова и выражения».

Как говорил герой романа Айн Рэнд [13]: я никогда не буду жить ради другого, но и сам не попрошу никого жить ради меня. Девиз красив, циничен и, как показывает социальная статистика, не точен даже для США, не говоря о Европе. По данным Eurostat [14], около 20 млн европейцев живут на грани бедности и социальной изоляции, постоянно растет число живущих за счет государства (welfare), в надежде на заработок люди тянутся в мегаполисы, с расширением городской инфраструктуры стоимость удовлетворения основных потребностей растет [15]. Государство становится гарантом качества жизни, а ее инвестором – налогоплательщик. Перефразируя хрущевский комплимент в адрес Швеции, можно сказать, что Европа вынуждена идти по пути социализма. Если говорить точнее – социального конформизма. В таком ключе становится яснее приоритет национальной политики и понятнее успех националистов в Европе – они спешат дать гарантии (не заботясь об их исполнении). Националисты – еще одни помощники России во внешней политике (вспоминается скандальный конгресс в Санкт-Петербурге).

Страшно звучит определение Massenmensch, но его влияние в мире крепнет, и имя ему – толпа – средний человек. Пятигорский бы сказал: тот человек, «который сам себя не понимает»… и возмущение масс не перестало быть для человечества серьезной проблемой [16]. Я хорошо помню день, когда по всем австралийским СМИ прошла информация о сбитом над Украиной боинге: я сидел в брисбенском кампусе и работал над какой-то статьей, подобной той, что Вы держите в руках. В зоне для курения толпилась группа ребят, с которыми мне довелось учиться к тому моменту уже два семестра, и, когда я вышел к ним, тот, что знал меня лучше других, спросил: «Ну, и чьих это рук дело?.. Наверное, американцев?» (Я, конечно, сразу понял, что моих.) Метью Лайт, исследователь феномена политически мотивированного насилия и автор сравнительной характеристики Сталина и Саддама Хусейна, дал лучшую аргументацию того, что главная опасность насилия в потере контроля над ним. Я же ограничиваюсь скромным, но глубоко личным переживанием.

«Ненависть как инструмент политики» – так называлось эссе 12-го премьера Австралии сэра Роберта Мензиса, озвученное им по австралийскому радио в 1942 году. Выступая тогда, в самый разгар войны, сэр Р. Мензис (находясь в тот момент в оппозиции к правящей партии) назвал подобную политику горестной и губительной. И то, что происходит сейчас, в нас, говоря языком сэра Мензиса, – уже «хроническое состояние ума», которое можно преодолеть только через очищение и прозрачность связей между людьми от «идейной направленности, в которой скрыта ненависть» [17]. Сегодня мы можем видеть, как верны были опасения австралийского премьера: «Если эта война со всеми ее трагическими плодами засядет глубоко в нас и закрепит дух ненависти, тогда мир, когда он наступит, будет лишь прелюдией к катастрофе – и конец всему» [17]… Наше 9 мая – горестная иллюстрация [18] такой политики. Цель ее – вызвать апатию одних и агрессивную реакцию других: «не то чтобы я за русские танки, но быть в России за евромайдан – тупая подлость» [19], – под комментарием ссылка на ужасы и название поста «Это написал мой друг»… Вымышленный друг с историей о распятом мальчике.

Власть в России маргинальна потому, что ориентируется на маргиналов (их строгая логика): «Хорошо, пусть будут мощные правые и левые, но как определить, кто из них искренне радеет о благополучии граждан, а кто идет для собственной выгоды, для “просто потолкаться”, попиариться? И что из этого получится? А вот с одной партией, одной идеей... я бы согласилась, как бы это абсурдно ни звучало)». И эту логику, действительно абсурдную, говоря языком Тютчева, поддерживают холодные друзья самовластья («идеология культуры», «необходимо сменить культурную элиту страны»). Сложные времена – актуальность Стругацких приближается к ста процентам. Каждый уже готов получить свое Великое задание.

…чтобы преодолеть это – нужна мощная волна правды (а не только «лейбл»).

Примерно, с 2010 г. все самое успешное строится на двух опорах: волонтерские движения и социальные сети, а их влияние определяется контекстом социальной среды (насколько она агрессивна или безучастна), умением работать с эмоциями в группах и сообществах [20], преодолевать одни и те же аргументы [21] и, наконец, способностью организовать открытую платформу для общения. С 2010 года «самая быстрорастущая платформа социального действия» Change.org сфокусировалась на гражданских акциях и петициях. Под впечатлением от лекции профессора Эбена Моглена «Свобода в облаке» в том же году группой студентов была создана децентрализованная социальная сеть Diaspora [22], а в России командой А. Навального запущен в публичное пространство проект «облачной демократии» [23]; …а «Волна Перемен» набрала только 8000 избирателей (планировалось сто). Электронная демократия против «железного закона олигархии» – это, по существу, выбор ближайшего будущего. Биз Стоун, креативный директор Twitter, писал в своем бестселлере: «Люди будут использовать Твиттер для свержения деспотических режимов» [24]… Но во имя чего? Этот вопрос остается открытым, так что идеалы демократии могут обернуться вторым коммунистическим интернационалом или строительством русского/исламского мира. Администраторы Diaspora уже заявили, что данная сеть используется и первыми, и вторыми, и третьими, а контролировать стихийное развитие этого свободного «облака» могут только спецслужбы (и в виртуальную реальность входят все те же проблемы), но его идеалы – индивидуальность, прозрачность, творчество и судьба.

Буквально те ценности, которые отстаивает международное право (и последовательно диссидентский Меморандум-70, Хартия-77, Хар- тия-08, подписанная диссидентами КНР, и даже современная сирийская конституция). «Принудительному единству» советские диссиденты еще до программистов электронной демократии противопоставляли «принудительную честность» [25] – отказ от анонимности в пользу статуса, имеющего международную защиту, любое нарушение которого находит отклик в сетевом сообществе, а информация об этом может быть подхвачена СМИ. Пример подобного статуса и механизмов защиты дает нам история Хельсинкских соглашений или современные процессы легализации сирийских беженцев. Роль сетевых комьюнити особенно высоко оценивают правозащитные организации (Amnesty, 2014/2015). Наконец, входя в такой круг или облако социальных связей, я чувствую себя увереннее у дверей библиотеки, когда налицо – чувство вины, а за спиной – обвинения в «тупой подлости». И хотя в порядке вещей (у таких как трифоновский Ширейко) называть любой акт насилия со стороны режима (самого строящего свою политику на провокациях) провокацией, именно сетевая активность держит внимание общественности и первично фиксирует (документально) в таких случаях, как нападение на активистов, нарушение на выборах, преследование несогласных и т.д., вынуждая обычно репрессивный монолит власти реагировать уклончиво: глава «Мособлизбиркома» об избиении наблюдателя группой неизвестных вблизи избирательного участка, – «Их провоцировали»; нападавшие на музыкального директора Веры Полозковой, – «Нас спровоцировали» и т.п. Беспринципность, как принцип.

Не «отсутствие» (как говорит Н.С. Михалков), а навязывание идеологии – национальная проблема России и вертикализация даже не власти, а человеческих взаимоотношений – главный вызов гражданскому обществу. Для европейца демонстрация с портретом президента на белой майке выглядит странно – я понимаю своего друга, он к этому не привык; так и нам важно видеть альтернативу, чтобы наша благородная белая лента не обернулась белоленточным безумием Фрица Гейгера из обреченного града. И та же Эстония не только строит стену на границе с Россией, но и проводит электронное голосование. Активность в период выборов, как показывают данные экзетпулов, в эмигрантской среде высока (96%), в отличие от традиционно низкой явки избирателей в самой России, но она резко идет на спад в промежутке между... как пишет в своем ЖЖ представительница русской диаспоры Австралии (наблюдатель от М.Д. Прохорова): «Постепенно стараюсь отойти от политики. По крайней мере, интересоваться ею не в той мере, как раньше. Хочу направить свои силы в более результативное русло... но не отпускает пока... и нас таких много» [26]. Девиз демократического движения, закрепленный историческим меморандумом [27]: «Демократы! Объединяйтесь, боритесь, побеждайте!» – в настоящее время, как лет двадцать пять назад, актуален, только переходит в виртуальную плоскость, ставя целью перед Россией и международным сообществом защиту не русского [28], но гражданского мира. Об этом прямо говорит в своей статье «Европейский выбор России» М.Б. Ходорковский: «горизонтальный альянс малых общественных групп» и «сетевое движение первичных структур гражданского общества» (11-й и 12-й пункты, которые имеют первостепенное значение). Если говорить в исторической ретроспективе, перед российской политикой и гражданской общественностью этот вопрос ставил еще депутат первой Думы и один из основателей политической социологии в России Моисей Острогорский, говоря о преодолении партийного и институционального формализма через создание ассоциации (подлинную консолидацию граждан) [29].

Именно в интересах подобных инициатив работает сегодня сетевая солидарность, и против них в первую очередь направлена агрессия разного рода групп «Радикального возрождения» и деятельность Роскомнадзора: в прошедшем году в пропаганде обвинили активистку сетевого проекта «Дети 404» [30]. Иными словами, у «облачной демократии» или «горизонтального альянса», как его ни называй, по совокупности задач три цели: – объединение блогосферы и СМИ с локальными малыми группами; – возвращение (и включение) активных людей в политику (и их защита); – образование или, используя выражение Ю.М. Лотмана, «улучшение» языка [31].

Власть в России маргинальна, а народ (если говорить такими возвышенными категориями) чудовищно беден. Чудовищная бедность – это не когда у человека совсем ничего нет. Чудовищная бедность – это когда у человека все-таки что-то есть, чтобы не выпасть из общества, но на фоне этого общества у него ничего нет. И общество не воспринимает его как человека состоявшегося; а я бы даже сказал – оно просто не воспринимает его как человека. Последнее слово здесь лишнее – оно просто не воспринимает его. То есть, отказывает ему в существовании. О всеобщем разоружении говорили и последний русский царь (сорока годами ранее – в Гааге), и предсов мин Хрущев (через семь лет после войны – в Стокгольме). «Что? – иронизировал в ходе войны австралийский премьер Роберт Мензис. – Сам народ откажется от своей верховной власти?..» Да, демократия (всеобщее избирательное право) и всеобщее разоружения давно и тесно переплетены. Проблема Сирии и Украины – два трагических примера, две иллюстрации того, как важно государству (и международному сообществу) уважать суверенитет народа и человеческой личности, защищать его от диктатуры режима.

Как писал в своих воспоминаниях «Фрагменты» Михаил Козаков: «Боже, сколько глупостей и гадостей до поры сидело в наших головах, причем все это насаждалось не только откровенно плохими людьми, – если бы так!». А Карякин в своей книжице «Перемена убеждений» так характеризует те времена: «У многих, да, кажется, и у меня, были от природы неплохие «котелки». Но в них долго, очень долго варили дерьмо, да еще требовали зазубривания». И эти глупости и гадости горестны и губительны.

 

***

Статья была опубликована: Борьба с государством: забытые люди и возбужденная толпа. [Текст] / Д.А. Каплан // Современные вызовы гражданским обществам и государствам в Европе и России: угрозы и безопасность vs солидарность и права человека. / под ред. В. Костюшева: Сборник работ участников 17-го международного конкурса научных работ студентов и молодых ученых памяти Галины Васильевны Старовойтовой. – Спб. Норма, 2016. – 232 с., илл. ISBN 978-5-87857-269-9 - стр. 155 - 166. 

[Электронная версия].

 

Ссылки:

[1] Каплан Д. Стереотипы нефтяной стабильности и сухая статистика. URL: http://mobi. novymirjournal.ru/index.php/blogs/entry/stereotipy-neftyanoj-stabilnosti-i-sukhaya-statistika.

[2] Иноземцев В. Какие ошибки за последние четверть века допустили Европа и Рос- сия – и можно ли их исправить // Новая газета № 119 от 28.10.2015. URL:: http://www. novayagazeta.ru/comments/70496.html.

[3] Human Rights Watch, report’15. URL: https://www.hrw.org/ru/world-report/2015/countrychapters/268203. Новый омбудсмен России назвал права человека «орудием шантажа». По существу, риторика действующего режима давно требует аналитических исследований. См. например, Гусейнов Г.Ч. «Нулевые на кончике языка». Это очень актуальная для современной России книга. 

[4] Движение «Панъевропейский союз», основанное графом Куденхофе-Калерги в 1923– 1926 гг.

[5] Понятие «авторитарная личность» используется в соответствии с концепцией Т. Адорно. Христианский гуманизм – «перед лицом Б-га меньшинство имеет равные права с большинством». Советский гуманизм, подменяя икону, ставит целью исправление (воспитание) личности посредством коллектива.

[6] Бжезинский З. «Великая шахматная доска». С. 237.

[7] Но именно в этих странах отмечается рост влияния крайне правых партий и настроений. Polyakova A. Putinism and the European Far Right, IMR (2016). URL: http://imrussia.org/en/analysis/world/2500-putinism-and-theeuropean-far-right.

[8] Термин «община» мог бы быть заменен на community или «сообщество русскоговорящих», поскольку центростремительной силой, объединяющей людей, является язык. Од- нако влияние культурных традиций в эмиграции слабеет медленно, и потому определение «община» (или, точнее, «национальная община») все еще верно, хотя границы ее влияния определить достаточно сложно. См.: Каплан Д. Доверие в среде русской эмиграции: на примере общины Брисбена, штат Квинсленд, Австралия // Доверие: Сборник работ участников 15-го конкурса молодых ученых и студентов «Галатея» / Под ред. В.М. Воронкова. СПб.: Норма, 2014. С. 93.

[9]  Дискуссии вокруг этой темы обострились с начала 2000-х (образ России, культурная дипломатия), в ряде университетов прошли круглые столы. См., напр.: Марченко О.И. Язык как власть (2000).

[10] Исследование востоковеда М.А. Батунского «Россия и Ислам» показывает, что кризис образованного языка (просвещенного, «воспринявшего европейский понятийный аппарат») является определяющим и в цивилизационном кризисе мусульманского мира. Ю.М. Лотман («Слово и язык в культуре просвещения») называет «образованность» языка «улучшением». Следуя той же логике, о проблеме языка в своей нобелевской речи говорил Иосиф Бродский: «Речь идет не об образовании, а об образовании речи…» Ортега-и-Гассет прямо называет идеи «словесными аппетитами».

[11] Блог эмигранта. URL: http://costaspain.net/trudnye-situacii-f71/uzhasnye-uzhasyehmigracii-t3089.html.

[12] Сам В.В. Познер немало способствовал этой «одноканальности» мышления, не только работая в иновещании, но и делая «более понятными» такие фигуры, как байкер Залдостанов и не менее фейковый политик Жириновский.

[13] Каплан Д. Разговор с достаточным количеством конкретики. URL: http://mobi. novymirjournal.ru/index.php/mblogs/entry/razgovor-s-dostatochnym-kolichestvom-konkretiki.

[14] Eurostat “People at risk of poverty or social exclusion” (December, 2015). URL: http:// ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/People_at_risk_of_poverty_or_social_ exclusion.

[15] The World Bank (2015). URL: http://data.worldbank.org/topic/urban-development.

[16] Для тех стран, где, как в России, безликая масса, найдя в себе лидера, некоего Фрица Гейгера, взяла власть, проблема обернулась катастрофой. «Патология стала нормой» (С. Юрский).

[17] Выражение Т. Адорно («Исследование авторитарной личности»).

[18] Известный историк Ю.С. Пивоваров отводит этой войне ключевую роль «на маршруте “Гражданская война – Гражданское общество”», считая Отечественную – «началом конца Гражданской». Пивоваров Ю.С. "Русское настоящее и советское прошлое" (2015). С. 101.

[19] Каплан Д. Фейсбук друга моего друга – Миколы Хутормина. URL: http://mobi. novymirjournal.ru/index.php/blogs/entry/fejsbuk-druga-moego-druga-mikoly-khutormina.

[20] Хиз Ч. и Хиз Д. «Ловушки мышления».

[21] Суни Р.Г. Аффективные сообщества: структура государства и нации в Российской империи.

[22] URL: https://diasporafoundation.org/.

[23] Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия, 2-е изд. (2013). URL: http:// democratia2.ru/.

[24] Стоун Б. Решайся! Заряд на создание великого от основателя Twitter. (2015). С. 130.

[25] В своих воспоминаниях «И возвращается ветер» диссидент В. Буковский оценивает шансы на благополучный исход дела (тюремного срока или принудительного лечения) в зависимости от известности подсудимого и видит возможность спасения именно в отказе от анонимности. С точки зрения современных технологий см.: Волков Л., Крашенинников Ф., Облачная демократия. 2-е изд. (2013). С. 113.

[26] Happy Natts. URL: http://happy-natts.livejournal.com/.

[27] 4-й пункт: «Руководство КПСС, узурпировавшее власть, по праву принадлежащую со- ветам, тем самым лишило народ Советского Союза суверенитета». Меморандум демократического движения Верховному Совету СССР, 5 декабря 1970 г. «Посев», 1972. С. 41.

[28] То же можно было бы сказать и об исламском мире, где политизирован фанатиками язык Корана.

[29] Острогорский М. Демократия и политические партии. (1997).

[30] Amnesty International. Доклад 2014–2015. «Права человека в современном мире». URL: https://amnesty.org.ru/sites/default/fi les/amnesty-report-2014-RU.pdf. 

Комментарии

Стереотипы нефтяной стабильности и сухая статистика
Впервые за пятнадцать лет [относительно] комфортной жизни, политика стабильности [не вдруг] потребовала от людей [официально] «потерпеть». Люди сказали – «да». В последнем  [ноябрьском] номере Th...
Место жительства - рай
Я живу в коттеджном поселке в паре километров от города. То есть постоянно наблюдаю жизнь людей очень обеспеченных, при том сама таковой не являюсь. И это интересный социальный опыт. Поселок называет...
Россия - белая деревня
Капитолина   «Везут в Германию нас эшелонами, Везут в Германию нас помирать...»   Яр бел: покров зимы суровой… Не с той ноги встают дома, Спускаясь к речке Васнецова С капитолийского...
Природа патриотизма и природа предательства
К размышлениям на эту тему меня подтолкнули два обстоятельства. 1) объявление Российским Центром Науки и Культуры в Праге экстраактуального конкурса эссе: «Вторая мировая война в истории семьи, ...
Природа патриотизма и природа предательства (часть 2-я)
25 января страна отметила… с чего вдруг? Честно сказать, не очень ясно, потому что, глядя на происходящее, невозможно представить нас слушающими «охрипший его баритон». Народонаселение наше, очевидно,...
Марк Гальперин и Владимир Ионов
Считаю, что Марк Гальперин (как маркетолог) войдет в историю российского маркетинга. Маркетинг без свободы не существует, а Гальперин защищает свободу, следовательно, исполняет свой профессиональный д...
Дорожная история, рифмованная
На двадцать первом километре МКАДа: Усталость          Сорная трава                      Земля поката   &nb...
Та, белая роса или Та, белая раса или Табунный разум или Tabula Rasa.
*** После 32-х часового полудрема в подвешенном состоянии – мягкая посадка наудачу в первое стоящее такси. Только на расстоянии полуметра от земли мерная тряска пробуждает ощущение координатных перем...
Роман Валерия Залотухи "Свечка"
Прочитала "Свечку" Валерия Залотухи. Роман огромный, в двух книгах, энциклопедия, как полагается. Уже в конце первой книги появилось желание, чтобы он скорее закончился. Не роман закончился, ужасы, о ...
04.04 - День рождения Чижевского
Вчера, четвертого апреля [по новому стилю] родился Чижевский, но не биофизик и естествоиспытатель, не тот, который "Земля в объятьях солнца", а славист, политэмигрант и экуменист Дмитрий Иванович Чиже...