Пример

Prev Next
.
.

Юрий Жуковский

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Быть или не быть?

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3173
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Картина "Быть или не быть". Россия. Режиссёр - Алексей Петрухин.

Картина "Быть или не быть", по-своему, уникальна. Она исследует то пространство, куда мало кто хаживал, исследует жёстко и почти бескомпромиссно. Картина создаёт пространство для актёрских монологов, что по нынешним временам - редкость. В этой связи вспоминается фильм "Событие" Андрея Эшпая. Кино российское задыхается без монологов, да и иначе и быть не могло.

 

 

 

Традиции психологических, экзистенциальных, несущих в себе сокровенность характера героя монологов в отечественном кинематографе просто нет. Характер в советском и постсоветском кино раскрывается через идеологические клише, бесчувственность, навязанный "реализм", энтузиазм, связанный с чем-то внешним. Психологизм выглядит как фальшивые рассуждения о себе, то есть, о чём угодно, только не о себе, как ситуативное и поколенческое столкновение штампов. Как оправдание зла ложными идеалами родителей. Картина "Быть или не быть" даёт актёрам возможность психологического монолога, где очень тонка грань между точностью и фальшью, при этом монологи идут сплошной чередой.

 

Судя по тому, что говорил режиссёр-дебютант Алексей Петрухин, представляя картину, он сам не вполне осознал, на какие поляны психики и психологии забрёл. Либо скромен очень, либо профессиональное говорение - не его стихия. Он пришёл в режиссуру из правоохранительных структур. Рисунок главной роли и её вписанность в общую картину почему-то ассоциировался у меня с "Полётом над гнездом кукушки". Вроде бы ничего общего. В чём тут дело? Пожалуй, в том, что героиня Анны Чуриной – нормальная, то есть, она, конечно, по сценарию, сходит с ума, и находится в психиатрической лечебнице, но не «настоящая буйная». Она ведёт себя не так нормально, как «выпавший из гнезда», но он тоже проходил и электрошок, и прочие «прелести», оставшиеся за кадром. Здесь подчёркнутое безумие – в кадре. Рыжая оживающая и кричащая кукла, спелёнутая в смирительное, не разоблачает больничные порядки или безумие допрашивающих её ментов, она это безумие оттеняет, она проявляет, как негатив, затаённую боль следователей, готовую обрушить их мозг. Она – упрёк «нормальным» офицерам, живущим в «реальной» «реальности». Она вызывает ярость и злобу, ибо жертвует психикой ради искусства, а не «реальности». В причудливом переплетении фильма сложно понять, то ли безумие «основано на реальных событиях», то ли «реальные события» основаны на безумии, то ли жажда сцены приводит к безумию, то ли изначальное безумие жаждет сцены, то ли героиня нормальна, но слишком хрупка и уязвима, то ли убивала, «а то ли видение». Если кто-то убивает человека, его ждёт жёсткое наказание. Если кто-то, например, товарищ Сталин, убивает много людей, он становится вождём и любимым учителем. Многие полководцы, короли, феодалы, бояре, цари прошлого – безумцы с точки зрения нынешних психиатрии и юриспруденции. Этот парадокс явно беспокоит кого-то из создателей «Быть или не быть». То ли режиссёра, то ли сценаристов. Может быть, этот вопрос часто задают себе работники правоохранительных органов. В фильме это материализовано в мести Гамлета, вселившейся в актрису, сыгранную актрисой, Анной Чуриной. Создатели фильма ходят по граням, не заметив, как оказываются за ними. Но как бы робко, извиняясь, сдабривая юмором, вряд ли осознавая, в какие дебри забрались. Юмор местами великолепен. Один «монолог уборщицы» чего стоит. Не хочется разбирать структуру картины. Что с ней делать, судя по фильму же, создатели и сами не очень знали. Есть явно лишняя сцена с генералом и явно слабый монолог. Но дебют же. Да ещё в нехоженые психические чащи. Монолог – это камертон, лакмус, сразу проявляющий, актёр ты или нет. Полагаю, подчёркнутая документальность, или юмор, ассоциативно отсылающий к «Шапито-шоу» - это экивоки в сторону витающих в воздухе трендов. Алексей Петрухин наметил собственные тропки. И явно имеет смысл идти по ним уверенно и смело. Быть или не быть в кинематографе? Может, быть в одиночку. А что делать?

Привязка к тегам Российское кино

Комментарии

Бежать в Петербург!
Боже, как тревожит меня европейская культурная идентичность, как тревожит! Боги, боги мои, это знает уставший. Бежать, бежать в Петербург, освободиться от мертвящей энергии Венеции! Страшно, страшно в...
Очень специальный показ
Здравствуйте, меня зовут Александр Гордон. Сегодня вы увидите наше, российское, кино. У нас в гостях наша, российская картина, получившая призы на фестивалях в Мончегорске, Усть-Каменогорске и Рейкьяв...
Российское кино: псевдопочвенничество
Российское кино: псевдопочвенничество и деревенщина По-моему, в развитии отечественного кинематографа наметились два ключевых тренда: позитивная провинция и депрессивная провинция. Что же это кино на...
Мелодия для шарманки
Из цикла "Закрытый показ". Забавное обсуждение в "Закрытом показе" на "Первом канале". Фильм Киры Муратовой, значит, априори, искусство. Это не обсуждаем. Совершенно очевидный социальный посыл картин...
Сухой суходольный Суходол
Из серии – «Закрытый показ». В «Закрытом показе» открыто и нощно показаны тени забытых предков Александры Стреляной. Все требовали от неё Бунина, не такого, как у неё, но какого, – неведомо. – Дай мне...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Последняя сказка Риты
Из серии – «Закрытый показ». Картину Ренаты Литвиновой показали и обсудили в «Закрытом показе». Участники обсуждения говорили о философии смерти, цитировали авторов, неизвестных Ренате. Она рассеянно ...
«Событие» в «Закрытом показе»
Из серии «Закрытый показ». Картина Андрея Эшпая «Событие» адресована широкому и глубокому Гордону. Она повергает в зевоту мастера детектива Устинову, усмотревшему в пьесе Владимира Набокова «Событие»...
Неадекватные люди
Из серии "Закрытый показ". В кои-то веки в «Закрытом показе» показана российская картина, испытывающая подлинный интерес к человеку, точнее, к паре незаурядных людей.  Это римейк фильма Чэня...
«Не отпускай моей руки несчастной»
Нет культуры, народа или исторического периода, когда бы разговор о смерти был лёгким делом. Но для современного человека, воспитанного в основном в материалистических концепциях, эта тема особенно му...