Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Дэн Симмонс «Пятое сердце»

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Встречаются как-то Генри Джеймс и Шерлок Холмс. И Холмс и говорит:

– Знаете, мне кажется, я – персонаж.

Ну и там дальше про мировой заговор анархистов.

В аннотации «Пятое сердце» определяют как третью часть трилогии, предыдущие – «Террор» и «Друд». Тогда это получается трилогия возвращенной радости чтения: о путешествиях, Диккенс и детектив. Но в этом же случае получается, что только первая часть соответствует задаче, потому что там собственно чтение, без рефлексии над литературой, а потом – она главная и есть, до фанфика, до слэша (понятно, с Генри Джеймсом-то) даже.

И если это рассматривать именно как трилогию, то очень сопоставима с ещё недописанной «трилогией карт» Феликса Пальмы, тоже приключенческой и литературоцентричной. Особенно учитывая, что первая треть «Карты неба» – практически реверанс в сторону «Террора».

Но на самом деле у Симмонса – не трилогия. Сюжетно «Пятое сердце» связано с романом «Чёрные Холмы», да и «Мерзостью» тоже немало перекличек, и получается, что всё, начиная от «Террора» и дальше – единый цикл. И только «Флэшбэк» стоит особняком, на то он и флэшбэк. (Но Симмонс – автор с очень чётко обозначенными ценностями, со своей идеологией, и на самом деле особняком у него не стоит ничего.)

«Пятое сердце», несмотря на завиральный сюжет, очень печальный, очень человечный роман о мужском старении.

Вообще ощущение, что в литературе, хоть в современной, хоть на каком историческом этапе, очень мало написано о мужчинах. Отождествление «мужчин» с «просто людьми» привело к тому, что если женщины в истории культуры и вообще в истории до феминизма были вторым полом, то мужчины до сих пор остаются нулевым. Какую-то массовую, не единичную попытку преодолеть это я вижу только в русской поэзии последних лет двадцати.

И вот – Симмонс. Особая ирония, конечно, в том, что центральной из фигур, персонифицирующих стареющего мужчину как такового, у него оказывается Генри Джеймс, то есть создатель «Женского портрета», «знаток женской души», то ли протофеминист, то ли – наоборот. (Наоборот, потому что я не уверена, что говорить об какой-то особой «женской психологии» - в женских и в общечеловеческих интересах. Во всяком случае, там, где «женщинам» противопоставляются «просто люди».)

А мой любимый герой в «Пятом сердце» – Марк Твен.