Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3899
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло всему бесполезные крылья – ему подобно распространяется на пространстве сайта журнала «Новый мир» проект «Джазовый лексикон 2.0». Ныне грядет уже пятый выпуск, мы находимся в джазовом глоссарии на позиции «Д», а посвящен выпуск будет одной джазовой теме. Всего одной, зато замечательной. Ее иногда называли джазовым реквиемом – в чем есть известная мера пошлости. Впрочем, пьеса эта действительно была посвящена памяти умершего музыканта. Джанго Рейнхардт – величайший джазовый гитарист и единственный за первые 50 лет зафиксированной джазовой истории европеец, сумевший если не оказать влияние на американский джаз, то хотя бы удивить и заинтересовать собой джазовую Америку – умер в 1953 году.

Под впечатлением от этого грустного известия руководитель Modern Jazz Quartet'a пианист Джон Льюис сочинил композицию (собственно мелодию и гармоническую последовательность для дальнейшей импровизации), которой суждено навсегда остаться в перечне лучших когда-либо созданных джазовых тем. Так она и называется: «Джанго». И вот ее первобытный вариант, записанный Modern Jazz Quartet’ ом на одноименном альбоме, увидевшем свет в 1956 году и содержащем записи 1953-1955-го.

Хорошо организованная печаль уступает место ясно артикулированному времени, иносказанию потока, с которым проходят – ибо положено проходить – люди, состояния, поступки и достижения, события и эпохи. Это тот особый отблеск великого общего дао, который улавливается именно джазом. Недаром в джазе – во всяком случае, в тех джазовых стилистиках, которые считаются сегодня уже «классикой» мы практически не находим каких-то окончательных «трагедий», этаких криков на разрыв души. Потому что это не слишком мудро. Вот тут проявляется высшее джазовое достоинство. Не только тут – но тут тоже.

Метаморфозы пьесы «Джанго» можно было бы прослеживать по одним лишь исполнениям Modern Jazz Quartet'a. В разные годы они играли «Джанго» очень-по разному. По-разному, учитывая, конечно, что сам тип звучания ансамбля не менялся все десятки лет его существования, «те же рожи, те же инструменты», как говорилось в небезызвестном фильме (где, кстати, и джаз – внешне, по крайней мере – имеет место): исполнители оставались те же, только барабанщик сменился, да и то еще в самый начальный период, концепция оставалась неизменной – противостояние вибрафона Милта Джексона и фортепиано Джона Льюиса на фоне ритм–секции. То есть, речь идет именно об изменениях не свойств и проявлений, но именно интерпретационной идеи.

Отчего бы и не продемонстрировать факультативно еще пару вариантов «Джанго» в исполнении MJQ. Те, кому это покажется чересчур уже нудным и захочется перейти к чему-то новому – туда и прейдут, перепрыгнув через два ролика, а то и вовсе на другую страницу. Но вдруг кто-нибудь да останется.

Итак, 1973 год:

Сразу бросается в глаза изменение интерпретации в сторону большей однородности, ускоряется темп при проведении темы, как бы затушевывается всякий эмоциональный окрас, романтические приемчики свободного обращения с темпом и ритмом. В какой-то степени исполнение можно назвать даже более механистическим. Нет и имитации именно гитарной игры, которая явно присутствовала при экспликации темы в первом варианте. Вряд ли стоит это объяснять исключительно тем, что музыкантам требовалось успеть на запись или выступление в другом месте. Крайне трудно судить, как это связано со временем календарным – на дворе, конечно 73-й, повсюду сплошной рок да джаз-рок, да фанк с соулом, но вряд ли мы найдем в пьесе какое-то ясеный отзвук этих новомодных веяний. Скорее ощутим отказ от разного «слишком человеческого», стремление дать музыке говорить за себя строго присущим ей языком интервалов и длительностей. Движение к тому, о чем говорил некогда Стравинский ( цитата неточная, по памяти): при восприятии музыки перед умным взором должны возникать не предметные живописные картины вроде пейзажей, революционных матросов или красивых молодых людей с большими глазами, но простые геометрические формы – круги там, треугольники. На худой конец, икосаэдры.

А вот еще одна версия «Джанго». Тут уже старенькие все. Квартет распался в 1974-м, в 80-е стал опять периодически собираться. Видео 1987 года.

О, нашел еще один ролик, и там лучше видно. Пусть будет, отчего нет, раз уж у нас тут такая необязательная коллекция. Это уже, я думаю, девяностые. Свою последнюю запись квартет сделал в 1993 году. А сейчас они уже умерли. Все.

Конец подпрограммы – про пьесу «Джанго» в исполнениях Modern Jazz Quartet'а. Возвращаемся в основную программу – про пьесу «Джанго» вообще. Недаром эиа пьеса посвящена гитаристу и недаром участники MJQ порой исполняли ее начало так, словно имитировали гитарную игру. Эта тема действительно дружественна к гитаре – и гитаристы, пожалуй, выбирают ее чаще, чем исполнители на других инструментах. Небезызвестный фьюжн-гитарист Джон Маклафлин – он же Махавишну – записал «Джанго» на своем альбоме 19956 года «Обещание» дуэтом с рок-гитаристом (впрочем, тоже отметившимся в своем время на пространстве джаз-рока) Джеффом Беком. Здесь у нас их выступление в Лондоне в 2002 году. Съемку из-под сцены любительской камерой с блуждающих рук и самодельный звук трудно отнести к достоинствам видео, зато – живая концертная атмосфера.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ SPOKEN WORD

Это выпало из Сети прямо в мои виртуальные руки буквально в тот момент, когда я поставил в программу предыдущий ролик. Проигнорировать такое совпадение показалось неправильным. Так что немного музыкантского юмора. Чтобы не запутаться – следует поотключать всю рекламу, а может быть непонятно, что это реклама. Правильное видео – мужик лысый в очках и с гитарой говорит со сцены в микрофон.

КОНЕЦ ИНТЕРЛЮДИИ

 

Рассерженный зритель написал – поглядите – в комментарии под роликом Маклафлина с Джеком Беком – мол, фигня какая-то, послушайте вон лучше Джо Пасса. Ну что ж, почему бы и нет. Джо Пасс – один из лучших гитаристов послевоенного периода (для молодых читателей уточню, что тут имеется в виду Вторая мировая война), многолетний аккомпаниатор Эллы Фитцджеральд, партнер Оскара Питерсона – да и много чего другого. Весьма именитый музыкант, вписавший имя в джазовую историю.

b2ap3_thumbnail_Picture2_20160202-120128_1.jpg

Его интерпретация «Джанго», записанная в 1964 году, считается в своем роде эталонной. Ну хотя бы в том смысле, что если вы поищете тут же, в ютьюбе, обучающие ролики на тему как играть «Джанго» на гитаре, все ответы будут имеет отношение как раз к версии Джо Пасса.

Повинуюсь странной мании присобачивать в конце выпуска что-нибудь такое, что не имеет вообще никакого отношения ни к его теме, ни к джазу вообще. Чем обусловлен сегодняший выбор? Ну, рифмуется Джефф Бек, который выше появлялся в компании с Маклафилином. Исполняет он зажигательно одну из самых мужских песен на свете, все вы ее так или иначе знаете. В компании стандартно (то есть, для себя, и нестандартно по сравнению со всему остальными ) бородатого Билли Гиббонса из группы ZZ Top. Но по-настоящему-то причина в другом – не в рифме. Просто это из разряда вещей, ради которых стоит жить. Тем, прежде всего, кого не способны вдохновить поющие монахи из программы «Голос». Чего и вам желаю.

А за сим выпуск «Джазового лексикона 2.0» закончен, и следующий будет, я думаю, к 14 февраля, то есть посвящен, естественно, чему?... Правильно. Дню Святого Валентина. А что в джазе относится к дню Св. Валентина – знают даже младенцы. Бессмертная тема Роджерса и Харта «My Funny Valenrine». До будущих встреч!

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды
Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркест...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
b2ap3_thumbnail_D6-Picture-2.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
dzhaz-8-Picture2-1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер
Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагаю...
Купим такую паркетную доску, как Черс. Паркетная доска черс берите.