Пример

Prev Next
.
.

Тут я просто и без пафоса пишу про книжки

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Элджернон Блэквуд. Кентавр.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3201
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Когда берешься читать старую фантастику-мистику, испытываешь некоторую неловкость. По этому жанру как-то всегда видней промахи человеческого гения: то, что, скажем, век тому назад намечтал человечеству какой-нибудь писатель, ему - писателю - простительно, он мог просто не дожить до исполнения задуманного, да и сам, будучи писателем, ответственности за смелый вымысел почти не нес. А человечеству, эту мечту не воплотившему, вроде бы и не простительно. Потому что у человечества есть не только писатели, но инженеры, хирурги, политики и простые любопытные обыватели, которым должно быть нужно и важно, но как-то - не всегда. С другой стороны, нет же у нас машины времени, а Герберта Уэллса мы читать не перестали. Особенно после того, как "Машину времени" экранизировал на свой лад Голливуд, взяв на главную роль Тома Круза.

Значит, можем мечтать даже после истечения срока годности мечты. И даже после Голливуда.  

Элджернону (его еще пишут как Алджернон) Блэквуду повезло гораздо меньше: он был современником и почти ровесником Уэллса и почти ровесником другого интересного фантаста-мистика Уильяма Хоупа Ходжсона, но таким знаменитым, как Уэллс, не стал. Опровергая любимую многими мысль, что писатель должен писать урывками от основной работы, как бы крепчая в постоянной битве с житейскими трудностями выживания в какой-нибудь "человеческой" профессии, Блэквуд смог посвятить себя писательству практически с юности, получив небольшое наследство и не имея страха умереть с голоду. Не став, как собирался, психиатром, Блэквуд начал писать короткую довольно странную прозу, о которой не скажешь, что она - хоррор, потому что там нет рек крови и ходячих мертвецов. Но она пугает гораздо сильнее, потому что образы Блэквуда взывают к нашим недораскрытым страхам и комплексам. Ужасное в этой прозе не названо по имени, поэтому все время как бы на периферии взгляда, ты его видишь только мельком, но постоянно ощущаешь присутствие, - подобно тому, как, входя в комнату с закрытыми глазами, чувствуешь, горит ли электрический свет или нет по едва уловимому потрескиванию лампочки. 

Герои рассказов и повестей Блэквуда, как правило, либо одинокие молодые люди, либо семейные пары со сложными взаимоотношениями (адюльтеры там правят бал). Жизнь их течет размеренно до определенного момента, который вскрывает тягу героев к сверхъестественному. И это "вскрытие" всегда для автора - как личная победа над неверием большинства, над их рационализмом и последовательной скукой существования. Нельзя сказать, что от созерцания победы автора над маловерящими в мистику становится лучше, скорее наоборот, - становится тревожнее. Потому что вещи обретают сознание, а события - связь, лежащую за пределами логики. В этом плане Блэквуд чем-то похож на Стивена Кинга, и если сам Блэквуд был, по словам, Лавкрафта предшественником Лавкрафта, то был он и предшественником Кинга тоже. Особенно его глубоко психологических произведений вроде "Долорес Клейборн" и "Тело" (по "Телу" был снят один из моих любимых фильмов "Останься со мной/Stand by Me").  

Если вы только подступаетесь к Блэквуду и до этого, кроме Уэллса, ничего подобного не читали, то прочтите хотя бы две повести: "Ивы" и "Человек, которого любили деревья". В "Ивах" сюжет разворачивается вокруг путешествия двух друзей по Дунаю. Молодые мужчины заплывают в ивовые заросли, решив пристать к одному из маленьких островов, и ночуют в палатке, наплевав на предостережения местных  о том, что ни в коем случае нельзя оставаться среди ив. Ивы оказываются, как вы уже можете догадаться, не совсем простыми деревьями, а чем-то вроде проводников в тонкие миры. И только случай спасает друзей от гибели.

После "Ив" я, признаться, с опаской подступаюсь к дачным ивам с сучкорезом. 

В повести "Человек, которого любили деревья" рассказана история некоего мистера Биттаси, который после долгой службы в Индии вышел на пенсию и поселился с женой на границе леса где-то в старой доброй Англии. И все бы хорошо,  и старость могла бы пройти в декорациях романов Джейн Остин, но Биттаси... очень любил деревья и однажды предпочел их общество обществу людей. Совершенно потрясающая в этом произведении образная система, которая восходит (здесь я позволю себе поумничать) к архаической "Кад Годдо" ("Битве деревьев"). Это не то, что вы слышали у "Аквариума", и не то, что вы читали и видели во "Властелине Колец". "Кад Годдо" - это кельтская поэма, довольно скучная для чтения (я читала в русском переводе), но очень искренняя в своем лексическом аскетизме. Согласно верованиям кельтов, деревья когда-то могли передвигаться, мыслить и влиять на поступки людей. Вот и Блэквуд своему герою дает редкий, всеми утраченный дар - общаться с деревьями.

Трогает в повести жертвенный и грустный образ жены Биттаси: она понимает все, что происходит с ее мужем, но, любя его, позволяет деревьям забрать мужа. И тут вместо деревьев каждый может подставить свою сложную жизненную силу: работу, машину, всепоглощающее хобби, а то и болезнь, которые отнимают у нас близких, но нам приходится с этим смириться. И если сам мистер Биттаси к финалу повести обретает иной мир среди леса, то жена-то остается жить дальше, в полном осознании произошедшего. И вот где самый ужас.

В общем, читать рекомендуется тихими вечерами, лучше - за городом. А на одной полке может стоять с книгами Стивена Кинга, Герберта Уэллса, Толкиена, Лавкрафта, Ходжсона и даже Клиффорда Саймака.  

Комментарии

No post has been created yet.