Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Гулливер в стране еху

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1573
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Бельгийский живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949) прожил очень долгую жизнь, оказал влияние на становление экспрессионизма и символизма в искусстве, на склоне лет был принят в Королевскую академию Бельгии и даже получил титул барона. Однако при жизни художника его образы казались публике и критикам вызывающими и непонятными. Сегодня большинство его произведений рассеяно по частным коллекциям, и представление о его творчестве можно составить только по собраниям бельгийских музеев в Брюсселе, Антверпене и в родном городе художника – Остенде.

Талант Энсора развился настолько рано, что уже в 15 лет он рисовал полные большого чувства пейзажи окрестностей своего родного Остенде. Годы ученичества, проведённые в стенах Брюссельской Королевской Академии изящных искусств (1877-1880), почти ничего не дали этому природному дарованию. Время пребывания в Брюсселе Энсор использует, изучая полотна старых мастеров, хранящихся в богатых собраниях столичного музея: Хальса, Рембрандта, Гойи, а также более близких к нему по времени Тёрнера и Мане. Вернувшись в Остенде, художник больше не покидает родной город до конца своих дней. Его ранним пейзажам и натюрмортам присущи тёмные тона и пастозная манера: Энсор нередко накладывает краски ножом. После раннего, относительно реалистического периода, в середине 1880-х годов творчество Энсора приобретает ярко выраженные черты гротеска. В более поздних светлых работах художник занят исследованием природы света и чистых цветов, его преследуют постоянно повторяющиеся мотивы масок и скелетов. С этого момента его творчество вырывается за пределы имитации реальности и обращается к эстетике странного, предвещающей искусство будущих сюрреалистов.

Мать художника владела сувенирной лавкой в Остенде, где торговала разными экзотическими диковинками, морскими раковинами и карнавальными принадлежностями. Вся эта мишура, окружавшая художника с детства, в какой-то момент выплёскивается на его полотна, создавая ощущение прорыва в параллельную реальность. Порой Энсор даже добавляет маски в уже законченные композиции, как было, например, с картиной «Буфет с привидениями», погибшей во время Второй мировой войны.

Период с 1885 по 1895 годы стал наиболее значительным и продуктивным в творчестве Энсора, когда бал на его полотнах начинают править ожившие маски и скелеты. Переходом от реалистических сюжетов к фантасмагории может служить картина «Скандализированные маски» (1883), персонажами которой являются люди, по непонятной нам причине надевшие маски, резко контрастирующие с узнаваемым бытовым интерьером. Некоторые исследователи творчества Энсора видят в этой работе пародию на конфликтные отношения между пьяницей-отцом и властной матерью, но социальный сюжет превращается в нелепую карнавальную сценку, выглядящую, однако, не смешно, а зловеще.

Тема маски, с которой ассоциируется основное направление творчества Энсора, многогранна. С глубокой древности люди надевали карнавальную личину, чтобы отменить размеренность будней, побыть во время праздника кем-то другим, а не собой. То была своеобразная психологическая разгрузка, отдых от собственной личности, возможность примерить на себя чужую судьбу, а также преодолеть жёсткие иерархические барьеры, которые отменялись на время карнавала.

Маски на картинах Энсора несут совершенно иные коннотации. Это уродливый, бездушный мир зомби, потерявших человеческий облик, среди которых художник чувствует себя предельно одиноким и непонятым. На картине 1899 года «Автопортрет с масками» (частное собрание) Энсор похож на свифтовского Гулливера, со всех сторон стиснутого отвратительными еху. Так же выглядит и похожий на Энсора Иисус на самой знаменитой картине художника «Въезд Христа в Брюссель» (1888, музей Дж.Пола Гетти, Лос Анжелес). Вроде бы праздничное шествие организовано в честь Спасителя, ликующая толпа запрудила всю улицу и свешивается с балконов – вот только это карнавальная толпа, в которой не видно ни единого человеческого лица, а только застывшие гримасы из папье-маше. Второе пришествие Мессии оказывается шутовской коронацией, в которой чествование выворачивается наизнанку, превращаясь в издёвку.

Про персонажей Энсора никогда нельзя с уверенностью сказать, люди ли это, надевшие маски, или ожившие дьявольские марионетки, захватившие власть над миром. Одна из фигур на картине «Интрига» (1890, Антверпен) держит на плече куклу, неотличимо похожую на участников этого костюмированного гуляния. Её фарфоровые щёчки нарисованы теми же красками, что и физиономия хозяйки, и, кажется, что она только притворяется безвольной игрушкой, а на самом деле она – равноправное действующее лицо этого страшноватого шоу.

Персонажи картины «Странные маски» (1892, Брюссель) и вовсе выглядят бестелесными: одежда свисает с них прямыми складками, словно под ней только деревянный остов, к которому прикреплены голова, руки и ноги. Лежащая на полу фигура почти плоская, как будто к куче тряпок приставили маску.

Среди карнавальной толпы на картинах Энсора часто появляются черепа и различные образы смерти. Человек весьма мрачного толка, Энсор и себя нередко изображает в виде скелета («Мой портрет в 1960 году», 1888, Брюссель, «Мой автопортрет в виде скелета», 1889, Остенде, «Художник-скелет», 1896-1897, Антверпен). Даже на визитной карточке художника был нарисован гроб с его именем. Всю жизнь он чувствовал себя предельно одиноким и недооценённым, разрываемым на части бездарной критикой, как два скелета вырывают друг у друга копчёную селёдку. Французское название этой картины «Hareng saur» звучит как «Art Ensor» - «Искусство Энсора».

Мир его картин и манера настолько своеобразны, что Энсору было сложно выставляться. В конце концов его принимает в свои ряды несколько авангардистских кружков, таких как «La Chrysalide», просуществовавшая с 1875 по 1881, и «l’Essor» (1876-1891) – предшественниц «Общества двадцати» («Les XX»), одним из основателей которого в 1883 году Энсор является.

Творческий путь, пройденный Энсором, идеально вписывается в общую художественную тенденцию конца века, поскольку от реализма ранних произведений он перешёл к пластическому выражению своего субъективного видения мира.

Комментарии

Как серафим у Боттичини: искусствоведческая ошибка Иннокентия Анненского и ее мировоззренческий смысл
“Тоска возврата” Иннокентия Анненского, сонет с нетрадиционной рифмовкой, воспроизводящий значительную часть образности стихотворения “Святая” Стефана Малларме (1865; больше известно по песне Равеля 1...
Как риторика работает над собой: ренессансный перевод и комментарий
Хотя многие произведения и росписи Антонио Пизанелло (ок. 1395--1455) утрачены, можно с большой долей уверенности говорить, что здесь описывается не какое-то произведение или группа произведений, а во...
Из будущей книги «Солнце в европейском искусстве»
Европейская политическая мифология «короля-солнца» подразумевает прежде всего восстановление порядка: как солнце возглавляет светила, и восходя, представляет зрителям всю славу мира, так и король веде...
Владимир Борисович Микушевич - Учитель
Настоящего Учителя никакому ученику никогда не перешагнуть. Можно лишь приблизиться, можно стать вровень. Научить - это не начинить головы фактами, а уверенно указать путь к цели. Если цель - служение...
Констан Монталь и Николя Пуссен: добродетели на три-четыре
«Литературные жанры», монументальное произведение патриарха бельгийского символизма Констана Монталя, удивляет сразу: жанров шесть, а не классицистские эпос, лирика и драма, воспетые немецким идеализм...
Гельмгольц в богословии
«Система философiи» о. Серапиона (Машина), вдохновившая Павла Флоренского на создание «Опыта Θеодицеи» -- редкий случай философской системы, в которой Gestalt всегда предпочитается Bild’у, а эйдос -- ...
Мария Полидури: этюд-переводы
Д.Н. Сабировой Мария Полидури (1902—1930) неизвестна русскому читателю, хотя кого не тронет ее история отношений с Костасом Кариотакисом, поэтом. Эти новые Сапфо и Алкей любили друг друга, но у него...
Прокрида: комментарий к стихотворению Туа Форсттрём
Обращаясь к изображениям Прокриды, мы видим, что в старых изображениях, как у Пьеро ди Козимо (1495) или Веронезе (1580) Прокрида ранена так, что склоняется головой вперед, словно от изнеможения и вни...
Василий Кондратьев и Эль Греко
Выход поэтического собрания Василия Кондратьева (1967--1999) нельзя не отметить. В элегическом тетраптихе Василия Кондратьева “Сон по дороге домой” (1988), памяти Геннадия Шмакова, третья часть заканч...
Доктор Тульп Винфрида Г. М. Зебальда
В начале «Колец Сатурна» Винфрида Зебальд загадочно говорит о том, что «Урок анатомии» отвечает желаниям самого общества выйти из тьмы на свет. «Оно (вскрытие) было важной датой в календаре тогдашнего...