Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Кризис самоидентификации

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2516
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Начиная с конца XVIII века тема двойничества завораживает человеческую мысль. Подвергнув сомнению саму возможность адекватного воспроизведения реальности нашей психикой, философия субъективизма разделила весь мир на два полюса: «Я» и «не-Я», познающее сознание и познаваемую действительность. Однако процесс познания больше напоминал разглядывание своего отражения в гигантском зеркале Вселенной: куда бы человек ни взглянул, всюду он видел антропоморфные формы – ведь мы не можем смотреть на явления мира с точки зрения муравья или летящего в пространстве метеорита. И чем больше человечество отдавало себе отчёт в том, что сами по себе феномены остаются принципиально непостижимой "вещью в себе", тем больше идея мира, как неотличимого двойника человека захватывала писателей и мыслителей.

В фильме "Двойник" ("The Double", 2013, режиссёр Ричард Айоади), являющемся вольной экранизацией одноимённой повести Ф.Достоевского, эта тема рассмотрена скорее иронически: способный и трудолюбивый, но неудачливый, скромный, не умеющий выгодно подать себя и свои идеи начальству Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) оказывается лицом к лицу со своей диаметральной копией. В его офисе появляется как две капли воды похожий на него нагловатый, обаятельный и безответственный Джеймс Саймон, постепенно отнимающий у своего оригинала всё: похвалы начальства, любимую девушку и, в конце концов, само место в жизни. 

Явление двойника - это встреча с бессознательным, с той частью собственной личности, которую человек по какой бы то ни было причине игнорирует. Саймон, конечно, может добиться одобрения своего начальника, поскольку двойника хвалят за его собственный проект. В равной степени Саймон легко мог бы понравиться Ханне (Миа Васильковска), ведь именно его слова использует двойник, соблазняя девушку. Но какие-то внутренние механизмы не позволяют Саймону действовать как его антипод, и поэтому он вечно оказывается в проигрыше, до тех пор, пока зеркальный дубль не переходит всех возможных границ, буквально выталкивая Саймона из жизни. Тогда Саймон, наконец, находит остроумной способ избавиться от своего назойливого двойника: приковав его к кровати, он выбрасывается из окна, но с таким расчётом, чтобы ему успели оказать медицинскую помощь, в то время как двойник умирает от потери крови. 

В противоположность герою повести Достоевского, Саймон не уступает свою жизненную территорию «зловредному близнецу», не ретируется на позиции безвольного наблюдателя, а усваивает этот своеобразный урок. Дубликат Саймона выныривает из глубин его психики для того, чтобы показать своему неудачливому оригиналу, каким он должен стать. И в известном смысле это удаётся: увидев самого себя глазами своего перевёртыша, Саймон оказывается способен оценить собственные недостатки и слабые места. Признав достоинства противоположного типа поведения, Саймон осознаёт, что и сам может быть решительным и изобретательным, что позволяет ему победить и воспользоваться преимуществами своего более жизнеспособного варианта.

В шутливой форме фильм "Двойник" предлагает поразмышлять о том, что враждебные гримасы реальности очень часто оказываются, по сути, доброжелательными подсказками, указаниями верного пути. Кошмар ожившего отражения становится для Саймона сеансом шоковой психотерапии, облегчившим отказ от переставшей функционировать модели жизни и толкнувшим к новой самоидентификации.

Комментарии

Превращение отца в исчезающий вид
«Превращение отца в исчезающий вид» – так называется одна из заключительных глав книги итальянского психолога Луиджи Зойя «Отец». «Казалось, что вместе с европейской цивилизацией отец завоевал весь ми...
«Скудный» мир
Мартин Бубер выделял два типа связей с другими людьми и с самим собой: «Я – Оно», создающий область опыта, и «Я – Ты», порождающий мир отношений. Зона «Оно» обладает массой преимуществ: здесь можно ве...
Психология зависти
Феномену зависти посвящено в психологии не очень много работ. Книга профессора Евгения Ильина «Психология зависти, враждебности, тщеславия» восполняет этот пробел, рассматривая весь спектр проблем, св...
Пророчица, которой никто не верил
На протяжении всей истории европейской цивилизации древнегреческая мифология не переставала вдохновлять мыслителей, художников, писателей, находивших в ней бесконечный материал для размышления. Психол...
Персонифицированное зло
Книга юнгианского аналитика Сильвии Бринтон Переры "Комплекс козла отпущения" посвящена исследованию мифологических и психологических аспектов коллективной Тени и вины.   В обыденной речи "к...
Право на жертву есть волеизъявление во имя?..
11 ноября 1821 года родился Ф.М. Достоевский. К этой дате — некая философическая реминисценция. От имени писателя, воплощённого во множестве лиц, живущего вечно…   Русский ад — раскаяние — мног...
«Кажусь я вовсе не тем, кто я на деле»
Главный герой романа Жозе Сарамаго «Двойник» («O Homem Duplicado») - историк, одержимый идеей революционизировать систему преподавания своего предмета: с его точки зрения изучать историю надо от конца...
Взгляд бездны
Фильмы, как и любые произведения искусства, могут быть плоскими и прозрачными, раскрывающимися с первого взгляда, или многослойными, проявляющими свои коннотации лишь при вдумчивом анализе. Среди посл...