Пример

Prev Next
.
.

Евгений Гик

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Михаил Ботвинник. Часть 3

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Продолжаем веселые истории про Михаила Ботвинника

Шоколадная конфета

Остроты Ботвинника бывали часто язвительными. Однажды в гости к нему пришли профессор Виктор Малкин и шахматный теоретик Яков Эстрин. На столе стояла вазочка с конфетами. Вдруг отключилось электричество, и Ботвинник заговорщицки прошептал Эстрину:
- Яков Борисович, тут осталась всего одна шоколадная конфета. Берите быстрее, пока ее не схватил Малкин!

Хорошие годы!

Мастер Михаил Бейлин спросил Ботвинника, тяжело ли ему было так долго отстаивать свое звание.
- Потребовалось огромное нервное напряжение, - признался Михаил Моисеевич. - От этого, между прочим, у меня все годы кровоточили десна. И только когда я прекратил борьбу за трон, этот неприятный процесс полностью прекратился.
Бейлин выразил свое сочувствие Ботвиннику. Собеседник немного подумал и, рассмеявшись, добавил:
- Но это были хорошие годы!

Твердый характер

Ботвинник осудил Гарри Каспарова за то, что тот, устраняя лишнее препятствие на пути к шахматному трону, отказался от фамилии отца - Вайнштейн и взял фамилию матери.
- Вот я же не сделал этого, проявил характер! - гордо сказал патриарх.
- А какая была фамилия у вашей мамы, Михаил Моисеевич? - спросили его.
И тут Ботвинник не выдержал и улыбнулся:
- Рабинович.

Сталинская стипендия

В 1971 году, когда Ботвиннику исполнилось шестьдесят лет, он перестал участвовать в официальных соревнованиях и написал в Госкомспорт заявление об отказе от шахматной стипендии. Прошел год, и, беседуя однажды с Ботвинником в его лаборатории, Виктор Хенкин спросил: не тяжело ли ему приходится без стипендии?
- А мне продолжают ее выплачивать! - признался Ботвинник.
- Как, вы же от нее отказались? - удивился Хенкин.
- Да, но вы знаете, кто подписал распоряжение о моей стипендии? - Хенкин пожал плечами. - Сам Иосиф Виссарионович!
- Но он же давно умер, - проявил осведомленность шахматный журналист.
- Вы так думаете? - ухмыльнулся Ботвинник и добавил: - Наши чиновники до сих пор боятся отменять его приказы.
Судя по тому, какое внимание уделяется отцу всех времен и народов в наши дни, не удивлюсь, если выяснится, что постановление о стипендии Ботвинника действует и сегодня.

Чистые ботинки

Ботвинник был большой педант, о его точности и пунктуальности ходили легенды. Он никогда не позволял себе - даже с целью психологического воздействия на противника - опаздывать на партию, подобно Фишеру или Карпову, на пять или десять минут. Он всё делал по плану, чуть ли не с хронометром в руках. Во время турнира кто-то из участников, зайдя в гостиничный номер, застал Ботвинника чистящим ботинки перед обязательной утренней прогулкой.
- Что вы делаете, Михаил Моисеевич!? Ведь на улице непролазная грязь. Всей вашей чистки хватит на три минуты. –
- Это не имеет значения, - ответил Ботвинник, - еще ни разу в жизни я не вышел на улицу в нечищенных ботинках!

Плач секунданта

Ботвинник отличался подозрительностью. Вот замечательная история, иллюстрирующая его своеобразный характер.
Была отложена 23-я, решающая партия поединка с Бронштейном. Ботвиннику как воздух нужна была победа, но он не видел ее за доской и, сойдя со сцены, подавленный, бросил своему секунданту Григорию Гольдбергу: «Все погибло...»
А когда чемпион мира вышел из зала, к нему поспешил Сало Флор, другой его помощник, и обрадовал, что успел посмотреть отложенную позицию, и, если Ботвинник записал ход слоном на первую горизонталь, он должен взять верх. «Хорошо», - похвалил его Ботвинник, и они поехали к нему домой. Тут Флор стал показывать многочисленные варианты. Ботвинник соглашался, а потом сказал: «Ты прав, но поезжай к себе и все проверь». Флор ночь напролет анализировал отложенную партию и в итоге убедился, что у претендента действительно нет шансов на спасение. Утром он снова приехал к Ботвиннику, который тоже работал всю ночь и признался Флору: «Что-то я устал, Саломончик, надо бы немного отдохнуть. А ты покажи анализ Ганочке». Флор крайне удивился, ведь жена Ботвинника не слишком разбиралась в шахматах. Все же он выполнил поручение Михаила Моисеевича и на пальцах объяснил Гаяне, как ее муж выигрывает. Наконец они сели в машину и отправились на доигрывание. Флор всю дорогу сыпал вариантами, а Ботвинник довольно кивал головой. И только перед самым входом в Концертный зал им. Чайковского, где проходил матч, чемпион признался: «Ты знаешь, Саломончик, увы, я записал другой ход».
Гроссмейстер Флор не смог сдержаться и заплакал...
Р.S. Осталось добавить к этой истории следующее. Трудно сказать, сыграло ли какую-нибудь роль то обстоятельство, что Ботвинник сумел тщательно скрыть от всех не лучший записанный ход, но, так или иначе, он выиграл эту партию, сравнял счет и сохранил шахматную корону.

Привязка к тегам Шахматные короли