Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Наш класс

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Наш класс

Опасно для искусства чрезмерное увлечение темой, более того, преклонение перед темой, когда она исчерпывает собой все прочие составляющие. Истребление одного народа другим столь серьёзный аргумент, что робкие вопросы, - а как там сценография, как там трактовка образов, художественные средства выразительности, - вообще, как преподнесена эта крайне сложная тема, - никто задать и не решится.

Пьеса польского автора, Тадеуша Слободзянека, "Наш класс. История в 14 уроках" сама по себе акт, достойный всемерного уважения. И хотя в пьесе имеется явное противоречие: понятие "одноклассник", принятое автором в качестве обоснования взаимной ответственности и доверия, в итоге всем ходом событий развенчивается, как несостоятельное, не способное остановить всплеска неистовой жестокости, - тем не менее, этим произведением один народ заявляет о своей вине перед другим и тем самым просит прощения.

Тема серьёзная и трагическая. Болезненная и мучительная. Однако если её выносят на сцену, приглашают зрителей, то зрители всё равно ждут, что состоится таинство, и чередой ярких образов последовательно откроется грозная картина, - да, кошмара, да, предательства, да, позора, - но откроется художественными средствами. Исключительно художественными.

Спектакль "Наш класс" поставлен в театре имени Евгения Вахтангова режиссёром Натальей Ковалёвой. Премьера состоялась 14 октября 2016 года. Продолжительность спектакля 180 минут. Показан отрезок времени в 60 лет. На сцене школьные доски, перед которыми разворачивается трагедия, а десять актёров фактически делают репортажи о своей жизни. Каждый о себе. Мелом на досках нарисованы контуры героев, написаны их имена и годы жизни. С первого момента спектакля мы уже словно бы на кладбище. В процессе развёртывания событий ведётся рисование на досках и стирание с них тряпкой уходящих жизней. Вот, пожалуй, единственный яркий сценический образ. В школьных досках множество возможностей, но они, к сожалению, раскрыты слабо.

Учитывая, что зрительный ряд аскетичен, а взаимоотношения героев ограничиваются принципом интервью, когда каждый говорит монологами, постановка практически полностью создана литературными средствами. Образ подменён словом. Возможности театра не использованы. Спектакль по своему строю родствен политическим средствам массовой информации - при минимуме образности максимум пропаганды, то есть, голая тема без художественной обработки.

Но театр - не трибуна, а волшебный мир. И хоть он невероятно похож на наш реальный со всеми его страстями, его низостью и порождаемой ею жестокостью, но в отличие от нашего он имеет художественные средства выразительности и может, и должен, в особенности, касаясь столь тяжкой темы, апеллировать к зрителю не на языке газет, а на бессмертном языке искусства.