Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Об антисоветском писателе Николае Носове

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 6145
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

b2ap3_thumbnail_Neznayka_mr.ponch.pngТо что сюжет книги Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" очень напоминает "Собачье сердце", я понял только в юности, когда Булгакова прочитал. Но и в детстве, которое пришлось на 60-ые годы, Носов оказался для меня источником неожиданного, несоветского опыта.

Первым произведением Николая Носова, которое я узнал, еще не умея читать, в возрасте трех-четырех лет, был рассказ «Живая шляпа». История о том, как два мальчика увидели бегающую по комнате шляпу и очень испугались. Под шляпой оказался котенок. Обычно в столь нежном возрасте дети не обращают внимания на имя писателя, но поскольку я это имя запомнил, то можно сделать вывод, что рассказ мне прочитали раз этак двадцать. Что-то, в этом незамысловатом и довольно-таки прямолинейном рассказе, зацепило. Вероятно, это чувство настоящего страха перед неизвестным. Замирает сердце: почему шляпа бегает по комнате? Ей это вовсе не положено. Ах, вот почему! Чудо и его разоблачение. Но прикосновение чудесного осталось.

«Незнайка» был позже. Это уже было самостоятельное чтение. Сначала легкое: «Приключения Незнайки и его друзей». Потом странное: «Незнайка в Солнечном городе». Потом почти взрослое: «Незнайка на Луне».

Но все три части остались. Неоднократно перечитанные, важные книги. Почему они остались в отличие от многих других детских книжек? Что-то в них было. Много лет спустя не перечитывая, возвращаясь к тексту только по памяти, мне захотелось понять, чем же эти истории про Незнайку задели?

Перечитывать их не хочется. Их нельзя перечитывать. Очарованье исчезнет. А если этого и не случится, то все равно рисковать не следует. Пусть останется то самое прикосновение чуда.

Коротышки живут в Цветочном городе. Они все очень взрослые, что-то изучают, как Знайка, что-то мастерят, как Винтик и Шпунтик, или рисуют, как Тюбик, или играют, как Гусля. Конечно, все это им в радость, но в том-то и дело, что это не только игра - это еще и производство материальных ценностей. Автомобиль, например, соорудили, который ездит на газированной воде с сиропом (сегодня, наверное, ездил бы на кока-коле с ментосом).

Но ребенок среди них только один: это - Незнайка. Он за все берется, ничего не доводит до конца, ничему не хочет учиться. Ему все интересно, но у него нет упорства в достижении цели. Его воспитывают всем коллективом, но он не внимает. Незнайка - это типичный младший брат в семье. Тот самый младший брат, с которым по наивности или случайности и происходят все чудеса.

Солнечный город меня всегда смущал. Я любил эту книгу меньше, чем другие из трилогии. Что-то настораживало. Что-то чужое было в этой книге.

Начало - нормальное. Незнайке - именно за простодушие, искренность и доброту - достается волшебная палочка, и с ней неограниченная власть над действительностью. Но он никогда не отличался особой аккуратностью и строгостью в обращении с предметами, в том числе волшебными. Незнайка творит себе автомобиль и вместе со спутницей Кнопочкой отправляется в путешествие.

Солнечный город - это Город Солнца Кампанеллы. Или какая-то другая правильная утопия. Этот город строг и совершенен. Там удивительные вращающиеся дома, странные машины и механизмы. Но главное, там живут правильные коротышки. Те самые, которые получают по потребностям, потому что научились эти свои потребности правильно ограничивать.

Но Незнайка-то неправильный! И он неосторожно превращает невинного коротышку в ослика! В минуту гнева, так сказать. Он мгновенно раскаивается и кидается исправлять свою ошибку, но в совершенный механизм внесен сбой, и все начинает сначала неприметно, а потом все явственнее и явственнее, разваливаться. Незнайка пытается найти того, кого он превратил в ослика, и по ошибке - куда более серьезной - превращает трех самых настоящих ослов в коротышек. Они-то и станут тем толчком к дестабилизации и развалу, который начнет раскачивать Город. И совершенный Город закачается.

«Незнайка в Солнечном Городе» отсылает к утопиям 20-х годов о коммунистическом совершенном рае, что естественно. Но и к «Собачьему сердцу», что довольно неожиданно. Тоже превращение осла (или собаки) в человека, с теми же печальными последствиями. И Носовские ослы-коротышки очень напоминают Шарикова.

Самое удивительное в этой истории - насколько же неустойчивым даже к малым колебаниям оказывается Солнечный Город. Ослы-коротышки - необыкновенно привлекательны, как объект подражания. И чем дальше, тем хуже и хуже - со скоростью цепной реакции. И если в начале было всего трое неправедных граждан - вот их уже огромное количество, и понять кто же из них бывший осел, а кто будущий невозможно.

Распад нельзя остановить.

Совершенство нестабильно, потому что любое колебание его нарушает. С вершины все дороги идут вниз.

Я не знаю, это ли хотел сказать Носов своей книгой, но он это объективно сказал. Совершенство Солнечного Города (или Города Солнца) можно удерживать только вмешательством внешней силы. Что и происходит, когда является волшебник, который приносит в Город покой, отбирает у Незнайки волшебную палочку и водворяет ослов в их клетку в зоопарке.

В самом городе сил способных восстановить равновесие нет.

Носов идет за логикой повествования, выстраивая характер своего героя, пока не заходит в тупик, в чем и сознается, вызывая «deus ex machine». Тоже традиция древняя, как у Еврипида.

В «Незнайке на Луне» мне был любопытен не сам Незнайка, хотя и его приключения были прочитаны не без интереса. Больше всего меня волновала история Пончика. Почти вставная новелла о неудачливом предпринимателе. О Пончике мы из самых первых историй о коротышках Цветочного города знаем, что он лентяй и обжора. Оставшись один в ракете на лунной поверхности, он в одиночку - вероятно, от нервного расстройства - уничтожил запасы еды на двадцать человек на несколько месяцев. Такой маленький Гаргантюа. После чего Пончик спускается вслед за Незнайкой на внутреннюю Луну, где во всей красе разворачиваются картины капиталистического загнивания.

Пончик приходит в ресторан, где кормят «Сегодня за деньги - завтра в долг». Пончик не понимает, что такое «деньги» - при коммунизме вырос. Но он - лентяй и обжора, вместо того чтобы просто прийти и все съесть, нанимается на работу. Он колет дрова для печи. Его за это кормят: дают тарелку гречневой каши. Пончик пробует кашу и понимает, что она несоленая. А у него (какая удача!) как раз есть с собой немного соли, - он подобрал ее на морском берегу, куда удачно прилунился. И Пончик присаливает блюдо.

«Что это он делает?», - интересуются другие посетители и хозяин ресторанчика. Оказывается, коротышки на Луне не знают соли! А соленые блюда им нравятся гораздо больше, чем пресные!

И Пончик превращается в бизнесмена. Он понимает, что нашел золотую жилу. Пончик соображает поразительно быстро и ориентируется абсолютно точно. Этот лентяй и обжора похож скорее на Илью Муромца, который слез с печи. Пончик сначала таскает соль с берега на себе и продает ее. Потом, когда соль начинается приносить серьезный доход, он строит солеварню. Потом еще одну. Он становится богат. У него появляется дом - «Вилла Понч». Потом его начинают теснить могущественные корпорации - они тоже поняли в чем дело, и вложили большие деньги в производство соли. Они снижают цены на соль. Демпингуют. Пончик сражается до конца. Он продает «Виллу Понч». Он разоряется. Он банкрот.

Но почему-то не верится, что он при такой хватке и с его опытом не создаст еще что-нибудь. И во второй раз уже не разорится.

Что-то в этом опыте было настоящее. Как сказали бы сегодня - здесь включились механизмы самоорганизации, те самые которые полностью отсутствовали в Солнечном городе. Ну потом, конечно, на Луне происходит бескровная социалистическая революция. Но это как-то не очень интересно. Что будет построено в результате? Солнечный город. И мы уже знаем, что при первом же возмущении он распадется.

Книги Носова несли какой-то несоветский опыт советскому ребенку. Все вроде бы было в них правильно и даже идеологически выдержано, но что-то захватывало и уводило в сторону…

Наверное, писателя вел талант. И потому Незнайка и Пончик получились совсем живыми.

И что действительное чудо, этот талант и художественный опыт прошли сквозь идеологический щит. И ведь чему-то меня научили. Чему-то действительному, чему-то такому, что советская идеология всеми своими силами прятала как могла, что пыталась уловить и вытравить в малейших намеках цензура. И не получилось. Живое проросло.

Про Татьяну Толстую, Николая Носова и гречневую кашу

 

Привязка к тегам Незнайка

Комментарии

b2ap3_thumbnail_grechka.jpg
Про Татьяну Толстую, Николая Носова и гречневую кашу

 Два русских писателя, описывая встречу русского человека с западной культурой, используют один  образ – гречневую кашу.

b2ap3_thumbnail_20151029-152418.JPG
Незнайка-реалист
Спокойная и сытая жизнь обитателей Цветочного города требует искусства, т.е. собственных поэтов и художников. Книга «Приключения Незнайки» отражает в какой-то мере картины позднего, т.н. «развитОго...
Про Незнайку
Пока внук был на каникулах, читали вслух рассказы Н.Носова, а также про знаменитого Незнайку. Читал я, внук слушал. Посмотрели черно-белое кино про Витю Малеева, мультфильм «Незнайка на Луне». Книга...
Идите к милым индивидуалками, чтобы наслушаться с ними хорошим трахом. Они приятные проститутки завсегда готовы удовлетворить ваши сексуальные нуждаемости. | синус-лифтинг в санкт-петербурге