Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Почему в Марбурге играют в шахматы

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1584
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Всем памятны строки «Марбурга» Пастернака:

Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу.
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.

И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.

Превращение блестящего паркета при свете луны в шахматный пол – разумеется, в традиции европейской живописи, в которой шахматный (или более сложный) рисунок пола был обычным в парадной зале, в которой в конце концов проходит свадьба, священное сочетание.

Здесь явно надежда на священный брак остается призрачной, лунной. Также известно, как магические квадраты, те же шахматные клетки, но уже заполненные цифрами, использовались для лечения меланхолии, иначе говоря, повышенной чувствительности. Успокоить угнетающую чувствительность (страсть как свидетеля) можно было, приняв священное созерцание идеального сочетания как основу для исключительно цифровых комбинаций, уже расположившихся в гармонии, как у Пастернака тополь уже король – всем предметам уже отведено гармоничное место в созерцаемой комбинаторике. Но для интерпретации отдельных образов, равно как и для понимания, почему оказался востребован этот переход от созерцания образов к гармоничной комбинаторике (помимо известной традиции считать баранов, чтобы заснуть – в чём мы тоже видим рудимент лечения меланхолии магическими квадратами) нам нужно учесть и другие контексты.

Самый простой контекст – игра в шахматы Фердинанда и Миранды в «Буре» Шекспира во дворце Просперо. Миранда ждет, что Фердинанд поймает ее в ловушку, иначе говоря, сделает шах, тогда как она настаивает на честной игре любви. Шекспировский контекст объясняет, почему ферзь – соловей, взять ферзя – это нарушить честную игру любви, песню соловья. Другой английский возможный контекст, это выражение checkeredhistory– означает история с запутанными эпизодами, темными полосами, сомнительными событиями, которые лучше не вспоминать. В таком случае ночная бессонница и отождествляется с такими странными воспоминаниями, которые сменяются узнаванием в лицо собственной судьбы.

Важным ключом здесь является запрет на представления во время занятий математикой, тот самый, который постоянно нарушается в нашей средней школе «представьте окружность…». Он восходит к «акусмам» Пифагора, требованию воспринимать числовые отношения только на слух, проходит через аскетику, запрет на образы в системе аввы Евагрия, и доходит до неокантианства, резко отмежевавшего математику от других наук. Как раз неокантианцы, у которых Пастернак учился в Марбурге, подчеркивали, что математика – это чистое созерцание (у Канта это было «наглядное созерцание», но неокантианство поняло наглядность как понятность сразу, когнитивно, а не методически), тогда как воображение есть отношение мышления к созерцанию, и поэтому неуместно в математике.

В таком случае игра в шахматы – это умение считывать запись ходов, не представляя их на доске, но исходя из того, какие именно позиции фигур могут привести к каким результатам, считывание примет. Тогда всё встаёт на свои места: фигуры сторонятся чистого созерцания, которое и оказывается узнаванием своей судьбы. Игра с бессонницей – попытка действовать убедительно и соблазнительно, как соблазн, как действовал Фердинанд. Соловей – чистое слуховое впечатление, которое только и может оправдать ощущение мира как любящего и влюбленного.

Привязка к тегам Марбург Пастернак

Комментарии

Из отцовского блокнота (о Пастернаке и др.)
Из блокнота отца - советского литератора В. С. Василевского (1908-1991): * * * Умер Кор. Зелинский. Когда-то он обожал Пастернака. Однажды вместе встречали Новый год; на рассвете вышли погулять...
Тень «Триумфов» в пастернаковском «Августе»
При всей хрестоматийности пастернаковского «Августа» (1953), стихотворение выглядит странно: большая часть его -- это пересказ сна, причем прямая речь звучит внутри сна. Сложная система триумфов любви...
Об одной позитивной пародии на Пастернака
Георгий Голохвастов (1882--1963), глава Нью-Йоркского русского общества искусства и литературы, восхитился Пастернаком не напрямую, но посвятив “пастернаковский” сонет О.Н. Анстей, написавшей восторже...