Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Психология зависти

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3154
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Феномену зависти посвящено в психологии не очень много работ. Книга профессора Евгения Ильина «Психология зависти, враждебности, тщеславия» восполняет этот пробел, рассматривая весь спектр проблем, связанных с завистью и пограничными с ней явлениями ревности, враждебности, тщеславия. 

В древнегреческой мифологии Зависть является родной сестрой богини победы Ники. Таким образом, это чувство знакомо людям с глубокой древности. Венера из зависти преследует Психею, Прометей вызывает зависть богов, сотворив человека. Зависть известна и из древнейших библейских сказаний: первое убийство совершается потому, что Каин позавидовал благосклонности Бога к его брату Авелю; братья Иосифа из зависти к его способностям продают его в рабство; Саул из зависти преследует Давида, а фарисеи – Христа.

Профессор Е.Ильин подробно анализирует не только виды зависти, но и психологические аспекты её возникновения. Суммируя различные исследования, Е. Ильин приходит к выводу, что основы зависти закладываются ещё в детском возрасте, часто из-за постоянного сравнения со сверстниками, которое оказывается не в пользу ребёнка. В результате хорошие результаты начинают казаться ребёнку или подростку принципиально недостижимыми. Такого рода чувства "чёрной" зависти приводят порой к крайним степеням враждебности и неудержимому желанию навредить тому, кто обладает недоступными для завистника качествами. Пребывание в замкнутых детских коллективах с постоянными лидерами, на которых все вынуждены равняться вне зависимости от собственных способностей и склонностей, увеличивает возможность возникновения именно такого сценария. 

Ещё одним фактором, провоцирующим зависть, является хвастовство. Хвастун часто может оказаться латентным завистником: именно ревнивое внимание к чужим успехам толкает чрезмерно тщеславных людей на публичное и неправомерное преувеличение собственных заслуг. 

Семья также оказывается территорией, на которой пышным цветом расцветает зависть. Старшие дети завидуют младшим, потому что те занимают больше родительского внимания. Менее способные или успешные дети могут ревновать к своим более удачливым сиблингам, которым достаётся больше родительских похвал. Стареющая мать может испытывать жгучую зависть к повзрослевшей дочери, которая теперь становится объектом мужского внимания. На разных этапах взросления детей родители могут ревновать друг к другу за их внимание. 

Каковы бы ни были предпосылки и конкретные проявления зависти, это всепожирающее чувство оказывает сильнейшее влияние на личность не только завистника, но и того человека, который ощущает проявления зависти на себе. Озлобленная враждебность способна изменить внешний облик человека и нередко вызывает сердечные недуги. Е.Ильин приводит статистику, согласно которой люди, не способные утихомирить свою злость, имеют на 60% больше шансов умереть в более раннем возрасте, нежели те, кто научился владеть собственными эмоциями. Интересно, что завистники хуже приспосабливаются к изменениям, которые постоянно требует от человека жизнь. Настороженность и подозрительность, свойственная завистливыми людям, может привести к агрессивному поведению и даже откровенному предательству, как явствует из исторических примеров, приведённых в книге.   

Е.Ильин уделяет внимание и, так называемой, "белой" зависти, стремящейся не к уничтожению более удачливого соперника, а к собственному самосовершенствованию. Подобное чувство позитивно и может стать благотворным импульсом для нового развития. 

Анализируя тексты других авторов, Е.Ильин проводит различие между враждебностью, гневом и агрессией, отражающими различные аспекты единого психологического феномена, выделяя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Е.Ильин подробно пишет о проявлениях зависти, которыми могут стать дискредитация соперника, необоснованная критика, сарказм, сплетни, клевета, манипулирование и причинение физического вреда.

Поскольку зависть наносит ощутимый вред как завистнику, так и объекту зависти, то преодоление этого пагубного чувства представляется необходимым. Е.Ильин предлагает несколько путей борьбы с «чёрной» завистью, среди которых наиболее действенными являются попытка изменить ситуацию, переоценка собственных ценностей, перенесение внимание с чужих достижений на собственные, анализ причин зависти.

Однако завистливость может быть рассмотрена не только в качестве внезапной вспышки желания обладать чем-то, принадлежащим другому, но и как устойчивая черта характера, которую невозможно утолить никакими враждебными действиями по отношению к вызвавшему её объекту. Е.Ильин анализирует целый ряд личностных факторов, предрасполагающих человека к зависти: эгоизм, себялюбие, алчность, жадность, тщеславие, гордыня, обида на судьбу, гипертрофированное стремление к справедливости, заниженная самооценка, неумение извлекать пользу из собственных неудач и поражений, склонность к асоциальному поведению, низкая степень толерантности.

Интересно, что по результатам исследований зависть оказалась присуща в почти равной степени мужчинам и женщинам, разным возрастным и социальным категориям людей.

Адресованная в основном профессиональным психологам, книга профессора Е.Ильина может быть интересна любому человеку, стремящемуся к более осознанному поведению и контролю над собственными эмоциями.

Комментарии

Превращение отца в исчезающий вид
«Превращение отца в исчезающий вид» – так называется одна из заключительных глав книги итальянского психолога Луиджи Зойя «Отец». «Казалось, что вместе с европейской цивилизацией отец завоевал весь ми...
«Скудный» мир
Мартин Бубер выделял два типа связей с другими людьми и с самим собой: «Я – Оно», создающий область опыта, и «Я – Ты», порождающий мир отношений. Зона «Оно» обладает массой преимуществ: здесь можно ве...
Кризис самоидентификации
Начиная с конца XVIII века тема двойничества завораживает человеческую мысль. Подвергнув сомнению саму возможность адекватного воспроизведения реальности нашей психикой, философия субъективизма раздел...
Пророчица, которой никто не верил
На протяжении всей истории европейской цивилизации древнегреческая мифология не переставала вдохновлять мыслителей, художников, писателей, находивших в ней бесконечный материал для размышления. Психол...
Персонифицированное зло
Книга юнгианского аналитика Сильвии Бринтон Переры "Комплекс козла отпущения" посвящена исследованию мифологических и психологических аспектов коллективной Тени и вины.   В обыденной речи "к...
Зависть - сестра Победы
Для того, чтобы успешно лгать другим, надо сперва научиться обманывать себя. Не так уж трудно возвести непроницаемый частокол лжи вокруг своей личности, используя вычитанные истории в качестве фрагмен...