Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

“Смешно оснастился ты для этого мира”.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
“Смешно оснастился ты для этого мира”.

Самым знаменитым писателем, чьё имя нерасторжимо связано с Прагой, является, конечно, Франц Кафка. И хотя в сегодняшней нарядной, жизнерадостной и светлой Праге невозможно почувствовать кафкианскую безысходность, но бродя по чешской столице, тянет перечитать его прозу, чтобы лучше понять причудливый характер этого города, породившего столько гениев.

В повестях, рассказах и афоризмах Кафки разрывает душу отчётливая концептуальная невозможность проговорить суть бытия. От этого за многими его фразами тут же следуют противоположные по смыслу суждения. Мир ускользает от дефиниций, противится осмыслению. Но в таком мире человеку невозможно жить. Невероятно, что на столь глубоком уровне онтологического отчаяния Кафка всё же не утратил способности к творчеству. Ускользающий от понимания, алогичный мир Кафки вызывает так тщательно запрятанное в душе каждого подозрение в бессмысленности человеческого существования. И можно сколько угодно объяснять это трагическое чувство самоощущением немецкоговорящего еврея, живущего в Чехии, ничтожного чиновника среди преуспевающих граждан, невостребованного таланта, тесно окружённого посредственностями, но трудно не признать, что оно чутко дремлет на дне любого сознания.

Подобно логике сна, каждый персонаж его рассказов – в известной степени он сам. Кто-то, постоянно всхлипывающий невдалеке, – несомненно, страдающая часть его же личности, не осмеливающаяся признаться самой себе в собственных муках, настолько они несовместимы с жизнью. Проза Кафки – потрясающий пример того, как можно рассказывать о несуществующем. Не в смысле фантазии, изобретения несуществующих миров, а именно описания чего-то, что по самой своей природе не может существовать. Все его тексты – некий обморок сознания, которое, и утратив объект рефлексии, не может отказаться от своей мыслительной роли и продолжает функционировать вхолостую.

Заострённый страданием, лик Кафки глядит в вечность со стены дома, где он родился. Это не то самое здание, истинно лишь место. Невдалеке, у Испанской синагоги, превращённой сегодня в концертный зал, стоит очень странный памятник Кафке, представляющий собой фантазию на тему его повести “История одной борьбы”. Взяв за основу эпизод, когда в полусне персонаж этого произведения видит себя едущим верхом на плечах своего приятеля, автор памятника Ярослав Рона придал этому образу метафорическое звучание. Щуплый человечек, в котором мы подразумеваем Кафку, восседает на плечах громоздкой полой фигуры, увязшей в земле. Он напоминает новорождённого мотылька, готового покинуть окостеневший и стесняющий его свободу кокон. А в безголовом гиганте, застрявшем в плотной вещественности мира, можно увидеть парафраз пражского Голема, послушно исполняющего волю своего руководителя. Подобно легендарному ребе Бецалелю, крошечный наездник, очевидно, направляет действия великана. В этой странной паре читается аллегория трагической раздвоенности души и тела, так терзавшая Кафку. Мощное, но лишённое способности мыслить тело представлено скульптором отделённым от миниатюрного мыслителя, взгромоздившегося ему на плечи. И если безмозглое тело зримо демонстрирует могучую волю к существованию, то тщедушное сознание вызывает в памяти грустное самонапутствие Кафки: “Смешно оснастился ты для этого мира”.