Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Социалисты-утописты. Об утраченном памятнике

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Проходя на днях с детьми по Александровскому саду, я захотела показать им тамошний обелиск с именами социалистов-утопистов. Вы помните, наверное: поверху стелы шли имена Маркса и Энгельса, посредине Томаса Мора, Кампанеллы, Прудона, Фурье, Сен-Симона и пр., а внизу имена наших соотечественников Плеханова, Лаврова, Бакунина, Чернышевского. Не понимаю, кстати, почему большевик Фриче не включил в этот перечень Герцена и князя Кропоткина, а Ленин, утвердивший список имен в 1918 году для первого советского памятника, не внёс собственных поправок.

Пока мы шли к обелиску, я радостно рассказывала детям, как мне нравились социалисты-утописты. Как будоражили они моё юное сознание. Как в выпускных классах школы я зачитывалась толстой черной книгой «Утопический социализм» из школьного кабинета истории. Как труды утопистов вместе с феерической теорией стоимости, диалектикой Гегеля и произведениями Маркса и Энгельса вдохновили меня поступать на экономический факультет университета. Как завораживало само название – «утопический социализм». Нечто возможное и невозможное одновременно. Социальная фантастика. Греза о справедливом мироустройстве. Страшное и дерзновенное желание сконструировать равное и справедливое общество на земле, решить задачу, неподвластную человеку. В социалистах-утопистах удивительным образом мешались мечта и безумие, дерзость и полёт мысли, сила духа и невероятная энергия.

Они были разные эти люди идеи, девятнадцать высеченных в камне имён. Безбожники и верующие, аристократы и выходцы из бедных слоев. У многих из них трагические судьбы. Я кратко рассказываю детям о Томасе Море – лорд-канцлере Англии, авторе знаменитой «Утопии», казненном по приказу короля Генриха VIII и причисленном к лику святых Католической церкви. О католическом монахе Томмазо Кампанелле, придумавшем фантасмагорический город Солнца. О французском анархисте Прудоне, назвавшем собственность кражей. О Вильгельме Либкнехте, друге Маркса и Энгельса, революционере и социал-демократе. Упоминаю немецких марксистов Фердинанда Лассаля и Августа Бебеля. Говорю о французском священнике-атеисте Жане Мелье, утописте времен Людовика XIV и Людовика XV. Об английском утописте Уинстенли почти ничего не знаю. Зато мне есть что рассказать о графе де Сен-Симоне, основателе школы утопического социализма. О члене Парижской коммуны Вальяне. О Шарле Фурье, основателе социальной теории фурьеризма, с именем которого связаны понятия фаланги-коммуны и фаланстера. Об основателе газеты «Юманите» историке Жане Жоресе. Об анархисте Михаиле Бакунине, настоящем пассионарии, человеке феерической биографии. Об авторе «Что делать?» Николае Чернышевском. О теоретике народничества Николае Михайловском. О народнике, полковнике в отставке Петре Лаврове. О знаменитом меньшевике Георгии Плеханове. И о двух друзьях Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе. Объясняю детям, что книга Маркса «Капитал. Критика политической экономии» - великий труд, не потерявший научной значимости и в наши дни.

Мы подходим к обелиску. Но что это? На его вершине двуглавый орёл. На постаменте надпись: «В память 300-летия воцарения дома Романовых». И сверху донизу обелиска имена 17 государей Романовых. Новый памятник, замечательно, но куда девался прежний? Обходим кругом, осматриваемся. Может, где-то неподалёку стоит второй обелиск? Но нет.

Из интернета узнаю, что оказывается, обелиску вернули первоначальный облик, в котором он просуществовал с 1914 по 1918 гг. Произошло это еще в 2013 году, я просто отстала от жизни, и мой любимый советский памятник мыслителям-социалистам безвозвратно утрачен два года назад.

Ну, вот что тут сказать? Мне очень жаль. Воссоздание Романовского обелиска дело хорошее, но памятник утопической мысли, столь сильно повлиявшей на судьбы человечества, тоже имел право на существование. Утопическая мысль вызревала в жестокие времена первоначального накопления капитала и в дальнейшем отразила колоссальное брожение умов, предшествовавшее революционным преобразованиям в России и Европе. Отчего было не сохранить памятник? 

Я читала в сети аргументацию сторонников уничтожения обелиска. В целом она сводится к тому, что «эти люди» недостойны памятника. Но, во-первых, в очень многих случаях памятники увековечивают неоднозначных и спорных исторических деятелей, а во-вторых, разве нельзя было отнестись к обелиску как памятнику ушедшей эпохи, музейному объекту, в конце концов? Тем более советский обелиск простоял гораздо дольше царского и превратился в московскую достопримечательность, диковинку Александровского сада. Его можно было перенести в другое место, а на старом поставить точную копию Романовского обелиска.

Ведь это был памятник, буквально воплотивший пушкинское:

 «Товарищ, верь: взойдет она, 

Звезда пленительного счастья, 

Россия вспрянет ото сна, 

И на обломках самовластья 

Напишут наши имена!» 

Имена написали. Не совсем пушкинские, правда, но написали. А теперь стёрли.

Есть в этом что-то глубоко символичное. Как будто бедных утопистов и социалистов стёрли из Книги Жизни. Как будто.