Быть самим собой - не манера, а позиция. Это - сущность художника, живописец ли он, писатель, музыкант. «...И остался самим собой» , - говорит о себе художник Николай Недбайло в предисловии к сборнику стихов «Цветомысль поющих линий».

Вечер памяти Николая Недбайло прошёл в малом зале ЦДЛ в конце января 2016 года. Видеоряд составили живописные и графические работы, записи выставок, интервью. Тот факт, что художник писал стихи, предстал изысканным расширением, не меняющим сути. Но лишь до прочтения.

Весельем мчитесь / Олени смеха... /.../ Вонзайся хохот / В намордник скуки...

...Ветер, свирепый учитель танцев... /.../ ...грустные кучи сухих мертвецов временным памятником бабьему лету на кладбище желтого шелеста. /.../ Птицы... держат в клювах вечерние разговоры...

Если б дерево плакать, как люди, умело, / Я, наверно, не смог бы глядеть на березы.

Я иду в свою черную ночь / Любить свой двенадцатый час.

Помнишь? / Радуге было внезапно! / Ей неожиданно и красиво!

Рубиновые астры фонарей / В лиловых кольцах ореолов, / Как красные светящиеся кляксы, / Оранжевыми иглами лучей / Торчали, повторяясь в каждой луже. /.../ Я, как по льду, ступая осторожно, / Куда-то шел, задумчиво шепча / Немыслимо огромное число.

Логика взорвана алогизмом - если мастерство художника позволяет ему отразить своё отношение к миру при помощи изобразительного искусства, то почему недостаточно подручных средств? Зачем, откуда стихи?

Большая редкость, когда можно увидеть, как рождается идея, как мастер с ней работает. В лондонской галерее Тейт выставлены записные книжки Тернера. Посетитель ждёт зарисовок, набросков, а там на невнятно размеченных страничках надписи в соответствующих местах - "жёлтое", "коричневое", "дым", "дерево"... Если художник выступает, как поэт, то слушая поэта, можно понять, как видит художник.

И всё же. Стихи художника - дилетантизм. Как рисунки поэта, даже если это рисунки пушкина-лермонтова. Дилетантизм часто смешивают с непрофессионализмом и допускают грубую стратегическую ошибку. Художник, находящийся в творческом развитии, - всегда дилетант. В искусстве он постоянно идёт навстречу тому, чего раньше не делал, пытается осмыслить то, о чём раньше не думал.

Дилетантизм - непредсказуемый результат творческого освоения нового. Приёма, идеи, материала. Энтузиазм таланта в развитии механизмов восприятия мира с целью совершенствования своего искусства отражать мир. На вопрос "Почему художнику не хватило изобразительных средств?", - он отвечает:

...Как колокол, брошенный в пропасть, не могу остановить свое ликующее воображение.