Настоящего Учителя никакому ученику никогда не перешагнуть. Можно лишь приблизиться, можно стать вровень. Научить - это не начинить головы фактами, а уверенно указать путь к цели. Если цель - служение искусству и мысли, нужен такой Учитель, как Владимир Борисович Микушевич. Каждый может сам собрать факты, но не каждый знает, что с ними делать дальше. Множество прекрасных голов ограничиваются накоплением и систематизацией фактов. И только редкие, редчайшие умы работают с ними аналитически и создают в результате оригинальный авторский вывод, новую мысль. Такой Микушевич. Переводчик. Поэт. Философ. Преподаватель Института журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ) с первых дней основания института в 1996 году.

В зале библиотеки им. Ф.М. Достоевского 5 июля 2016 года, в день 80-летия Владимира Борисовича, состоялся его творческий вечер, было много его учеников. Для всех пришедших им была прочитана двухчасовая лекция на интереснейшие темы истории, религии, литературы, искусства, которые сколько бы ни поднимались, ни обсуждались во времена учёбы и позднее, - столь масштабны, что всегда обнаруживаешь для себя нечто ослепительно новое, требующее напряжения мысли - продолжения учёбы.

Микушевич не для тех, кто ждёт подсказок, как идти в искусстве, он для тех, кто отнимает подсказки силой. Учёба у него - состязание, где ученик заведомо побеждён ввиду неоспоримого превосходства Учителя. Но каждая реплика Учителя - серьёзный урок, руководство к поиску своих путей. Можно смело назвать священным тот трепет, с которым мы сидели на занятиях Микушевича, выходили читать свои сочинения. Его похвала - знак избранности, ореол славы, предел счастья для ученика.

Артистизм. Уверенность в себе. Свобода. Чувство юмора. Находчивость. Феноменально быстрые остроумные ответы на самые неожиданные и сложные вопросы. Мгновенные аналитические оценки, за которыми следует чётко сформулированный оригинальный вывод. Но получив ответ, ты снова вынужден задуматься, сознавая, как много следует ещё работать над собой, чтобы хотя бы приблизиться. Учёба не закончилась, ведётся мысленный диалог с Учителем, а созданное оценивается его мерой.

Для всех, кто тянулся к Микушевичу, всегда были открыты двери дачи в Краскове, где при всемерном содействии его супруги, Татьяны Владимировны, устраивались летние и зимние приёмы, полные гвалта, веселья, неожиданных встреч и невиданно-неслыханных многоголосых дискуссий с непререкаемым солированием Микушевича во главе стола. По периметру участка растут высоченные липы. Под впечатлением от одного из летних празднеств ещё во время учёбы в ИЖЛТ мной написан сонет.

На даче писателя

 

Жасмин отцвёл, а липы расцвели.

Неотличимы звёзды их соцветий,

Их листья перемешивает ветер,

Отягощённый влажностью земли.

 

Гудящих пчёл сзывают издали

Медовые клубящиеся сети.

Границы родовых владений метя, 

Благоухают веретёна лип.

 

И оживают недра старых ульев.

В сопровожденьи колченогих стульев

вдоль дома стол идёт, сбиваясь с шагу.

 

Грязны тарелки, рюмки пролиты,

К ним с любопытством клонятся кусты,

Недоумённо слизывая влагу.