Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Ворованный воздух: одна живописная параллель

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1511
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В европейской культуре обычно вода уносит память, по реке забвения, а воздух ее приносит, на легких крыльях небесных вестников. У Мандельштама иначе: вода всё время “учит”, в точности отражая будущее, звезду “к рождеству”, и прокладывая верный путь для будущей памяти, а память уносит воздух, “смутой пьяный”, ветер исчезает без следа. Воздух может быть свиреп и холоден, ветер “бьет соленым покрывалом”, это вовсе не огненный эфир, воспитывающий зрение, а если он “утешенье привез”, то это забвенье военных катастроф.

В аллегорических изображениях, например, у Яна Брейгеля Младшего, Воздух изображается среди стаи птиц, с перьями разных птиц в руке, связкой перьев. Это может быть просто знаменем, знаком, атрибутом власти Воздуха над всем миром птиц. Воздух, поднимая такое знамя, мог бы просто созывать птиц; но своим изящным вихревым поворотом, срывающим с него пламенную накидку, он скорее просто подчеркивает виртуозность такого несения знамени.

Воздух не призывает на бой, но позволяет реять знамени, и далее уже собирать те возможности, которые и так не будут утрачены. Так воздушная среда продолжает быть миром Ириды и Ангелов.

Но если представить эти перья как инструменты для письма, то образность станет совсем другой. Воздух еле пытается удержать образ того, что утрачено в хаосе голой жизни, жизни птиц. Что “как большая птица, вылетело из моей груди”. Тогда воздух уже не приносит весть, а цепляется за улетающие, за ускользающие перья вести.

Тогда понятно, что такое ворованный воздух, вдыхаемый украдкой, в отличие от “мрази”, мерзлого жидкого навоза. Это воздух самого письма, в отличие от литературы, которая разучилась писать под диктовку, а только копит злопамятность. Ворованный -- как тайком вырваны перья птиц бурным потоком воздуха, вдохновения, чтобы быть подняты как знамя письма и знамя спасения.

Это воздух, который не приносит уничтожающие известия, но самим летящим почерком утверждает авторство. Мандельштам, защищающий право честь в “Четвертой прозе”, перекинул мост к похвале письму под диктовку в “Разговоре о Данте”, написанном холодной крымской весной, где писать под диктовку -- это и значит обрести честь в глазах “грамотной” Беатриче, обретя себя в знаменательной буре спасения.

Привязка к тегам живопись Мандельштам свобода

Комментарии

«Я пью за военные астры..»
Три года подряд (здесь, здесь (тогда записал: «...сферическими артиллерийскими цветами..») и здесь), - нет, ну – три года подряд! – три раза бросался записывать вспыхнувшие на небе соображен...
"...меня только равный убьёт". Простой и ясный Мандельштам
Строчки: «..Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет». (О.Э.Мандельштам, «За гремучую доблесть грядущих веков..»), - завели сегодня в бедной моей голове мандельштамовский органчи...
Ангел Мери
«Я скажу тебе с последней Прямотой: Все лишь бредни — шерри-бренди, — Ангел мой. /.../ Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли — Все равно; Ангел Мэри, пей коктейли, Дуй вино.» Знаменитое, мандельштамовское....
Звезда и жертва
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма. За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда. Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима. Чтобы в ней к Рождеству отр...
«Лань чувствует»
Трудность для читателя поздних мандельштамовских стихов вызвана, на мой взгляд, только одним обстоятельством – непривычной точкой, из которой говорит поэт. Эта непривычность точки отсчета в произведе...
Голубая эмаль и синие листья
О. Мандельштам приветствовал стихотворение Гумилева "На далекой звезде Венере" (1921), как оказалось, приветствуя прощально. В этом приветствии -- не только восхищение, но и продолжение разговора, нач...
«Шерри-бренди». За что я люблю Мандельштама
1. «Шерри-бренди»  Ого!. Вторую ночь – сдаюсь: ну, последний раз. Принимаю от бессонницы. И – ого.. В тяжёленькой, пузатой рюмке – если опустить в неё морду и слегка втянуть в чувствилище дух, в...
«Образ аэропорта Кольцово» в творчестве О.Э.Мандельштама
Не надо пугаться. Заголовок - это, разумеется, шутка. Просто я давно, страшно давно, в какой-то далекой, дикой молодости прочитала стихотворение: «Я около Кольцова, Как сокол закольцован ...» Сейча...
«Орлы», Мандельштам и Растаман
Первые же аккорды «Отеля Калифорния» заставляют завороженно замереть добрую половину золотого миллиарда, которая потом воспроизводимо не отмирает все следующие шесть минут. «Отель» манит, волнует и ун...
Разговор о Мандельштаме
Советский народ, не имея туалетной бумаги, удивлялся всему... Революция научила нас щедро разбрасываться тем, что нам не принадлежит. Нормально – беречь хотя бы то, что не твое, но бережливость – «бур...