Пример

Prev Next
.
.

Сергей Костырко представляет 2-й номер «Нового мира» за 2018-й год: о прозе Владимира Данихнова, повести Владимира Березина, рассказе Максима Гуреева, рассказах Евгения Шкловского...

 

ПРОЗА

Владимир Данихнов. Тварь размером с колесо обозрения. Документальный хоррор, фрагменты романа

В 2013 году «Новый мир» опубликовал роман Владимира Данихнова «Колыбельная», ставший одной из самых ярких публикаций года, но мало кто из нас – редакторов и читателей - знал тогда о сюжете, который практически одновременно развивался в жизни самого автора романа - сюжете «онкологическом»: внезапном и страшном, как гром с ясного неба, диагнозе, операции, медленном восстановлении, неожиданном возвращении первоначального диагноза; сюжет прослеживается автором параллельно с последующей историей журнальной публикации, сделавшей автора широко известным («Колыбельная», в частности, стала одним из финалистов премии Букера) - вот содержание нового, на этот раз строго документального повествования Данихнова.

Владимир Березин. В меру упитанный. Повесть о летающем человеке

Новый цикл фантасмагоричной прозы Березина, написанной с использование бродячих сюжетов, в частности, автор пишет о проклятии рода знаменитого русского литератора «Ивана Сергеевича Карамазинова», сюжет коего – проклятия – начался утоплением, по приказу барыни, любимой собаки одного из людей своей прислуги; или - о петле времени, из которой герою другого рассказа невозможно выпутаться без активного вмешательства в сюжет «Карлсона, который на крыше»; или – о сегодняшних Робинзонах; задействованы и другие знаменитые сюжеты.

Максим Гуреев. Сестра. Рассказ

Рассказ финалиста премии НОС – про старуху, вид которой производит на повествователя впечатление иероглифа тусклой бессмысленной старости, вызывающей поначалу брезгливое любопытство; тем не менее, повествователь пытается прочитать этот «иероглиф» во всей его полноте, и читателю открывается реальная, отнюдь не придуманная автором, гротескность нашей «обыкновенной» реальности.

Евгений Шкловский. Из цикла «Доктор Крупов». Рассказы

Два рассказа, последняя фраза которых содержит лаконичный комментарий «доктора Крупова», появляющегося в этих рассказах только в этих вот последних фразах; в первом рассказе доктор комментирует болезненную, как кажется повествователю, привязанность его героини, молодой, но взрослой уже женщины, к детским мягким игрушкам; во втором рассказе – волнение и неожиданное богатство фантазий героя, услышавшего тихой стук в дверь его гостиничного номера и не обнаружившего потом никого за дверью.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Санджара Янышева «Память богомола», Елены Лапшиной «Дудочка и кувшинчик», Сухбата Афлатуни «Садовая улитка», Владимира Аристова «Меж двух видений», 

Родиона Белецкого «Это не Кастеллуччи»

«Жизнь — тяжёлая. Это норма.

Длинная, как роман «Платформа»,

Скоро сказка сказывается, да не скоро

Переключение светофора.

Перекрёстки здесь, одни перекрёстки

На дорогах лужи. На лужах доски.

Отошёл от дома, уже весь грязный.

Постоял, подумал, рискнул на красный».

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Иоганнес Бобровский (1917 — 1965) — Из книги «Сарматское время». Перевод с немецкого, вступление и примечания Кирилла Корчагина

Из предисловия переводчика; «…Бобровского нельзя назвать известным — русскому читателю его имя говорит куда меньше, чем имя его ровесника Пауля Целана, с которым Бобровского роднит не только хронологическая близость, но и общность поэтической традиции. Бобровский всю жизнь работал над одной темой — поэтической реконструкцией довоенного прибалтийского мира, где прошло его детство», «Поэзия Бобровского — не только свидетельство об утраченном прошлом, но и тщательная фиксация того, как течет время — как мир перестраивается в ходе постоянной борьбы припоминания и забвения. В современную эпоху, когда размышления о будущем не в чести, а настоящее словно бы затапливается прошлым, стихи Бобровского звучат так, будто они адресованы именно сегодняшнему дню».

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Сергей Беляков. Накануне большой войны. Столетие Тараса Шевченко в Киеве

О праздновании, точнее, о запрете празднования столетия Шевченко в феврале 1914 года как о всероссийском политическом скандале, в частности, хроника событий, происходивших в Киеве; а также - о политической многоликости великого поэта, и о политических течениях, ею порожденных

Татьяна Шабаева. Пророк и его alma mater. Дело о волнениях в учебных заведениях Казани по поводу кончины Л. Н. Толстого

Здесь необходимо уточнить подзаголовок: «волнения» в связи со смертью Толстого в Казани были, но «волновалась» больше полиция, нежели студенты – «В целом молодежь вела себя, что называется, как шелковая. Тем удивительнее и ярче выглядит гиперреакция власти. Оцепить вокзал, с которого студенты отправляются на похороны великого писателя земли русской, и принять меры, чтобы не звучало прощальных речей. Порицать пение вечной памяти и запрещать произносить публично похвальные слова. Траурную отмену спектакля замаскировать «болезнью артистки». Все это — на фоне открытых сообщений о том, что мир скорбит о смерти русского писателя, которого уже сейчас сравнивают с пророком».

 

ОПЫТЫ

Михаил Горелик. Прогулки по Нарнии

О сегодняшнем чтении «Хроник Нарнии» - «Клайв Льюис написал простую, прозрачную, занимательную книгу. Комментировать в ней особо нечего. Комментатору остается разве что снабдить текст библейскими и богословскими ссылками да приложить мифологический словарик — в детских изданиях ограничиваются словариком, впрочем, и он необязателен. Относительно не требующей комментариев простоты — так мне раньше казалось. Я был неправ. Комментировать есть что».

 

ПОЛЕМИКА

Татьяна Бонч-Осмоловская. Философия в огмент-очках и с телефонной будкой наперевес

Николай Караев. Дюжина ножей в спину иллюзии

Два прочтения романа Пелевина «iPhuck 10» - Бонч-Осмоловская подходит как литературный критик, то есть разбирается в системе образов, в конструкции романа и соответственно, его содержании, Караев же предлагает говорить о прозе Пелевина как о неком художественном феномене, требующем своего нетрадиционного подхода (в частности, делающим бессмысленным рецензирование «в лоб», поскольку тексты Пелевина следует прочитывать «в буддийских координатах»).

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Павел Успенский, Даниил Игнатьев. Путешествие в литературный Элизиум: «Элегия» В. Ходасевича

Статья, актуальность которой определена сегодняшней популярностью «центонной поэзии» - «Элегия» Ходасевича построена во многом на цитировании малоизвестного стихотворения Дельвига – «Читателям Пушкина хорошо известен аналогичный прием цитирования неизвестных широкой публике стихотворений», «Ходасевич примеряет на себя маску Пушкина. Однако между цитированием в «Евгении Онегине» и в «Элегии» есть принципиальное различие: потенциальными читателями строк Пушкина был узкий круг посвященных, члены которого на момент создания «Элегии» уже давно — если разделять веру поэтов XIX века — переселились в литературный элизиум. Представляется, что именно к этому кругу умерших гениев и обращается Ходасевич», в «Элегии» «поэт как будто от лица Пушкина говорит с давно умершими великими поэтами на их языке. Непосредственный смысловой план стихотворения Ходасевича об этом умалчивает, а план цитатный передает это недвусмысленно».

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Мария Галина «Линия разрыва» – о книге: Александр Кабанов. На языке врага. Стихи о войне и мире. Харьков. «Фолио», 2017;

Анна Жучкова «Не быть мышью» – о книге: Ирина Богатырева. Формула свободы. М., «Аквилегия-М», 2018;

Мария Нестеренко «Филологический детектив» – о книге: А. Ю. Балакин. Близко к тексту: Разыскания и предположения. Статьи 1997 — 2017 годов. СПб., «Пальмира», 2017.

 

Книжная полка Анны Голубковой

Свою десятку книг представляет поэт, прозаик, филолог, главный редактор литературного альманаха «Абзац», постоянный автор «Нового мира».

Александр Бараш. Образ жизни. Предисловие Ильи Кукулина. М., «Новое литературное обозрение», 2017;

Василий Бородин. Пёс. М., «Русский Гулливер»; «Центр современной литературы», 2017;

Михаил Вяткин. Лицо прилипло к воздуху: Михрюткины вирши. М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2017;

Елена Георгиевская. Сталелитейные осы. М., «Вивернариум», 2017;

Дмитрий Данилов. Серое небо. NY, «Ailuros Publishing», 2017;

Николай Звягинцев. Все пассажиры. Послесловие И. Кукулина. NY, «Ailuros Publishing», 2017;

Станислав Львовский. Стихи из книги и другие стихи. Включая сборник «Солнце животных». Ozolnieki, «Literature Without Borders», 2017;

Татьяна Нешумова. Согласно излетая. Пятая книга стихотворений. NY, «Ailuros Publishing», 2017;

Сергей Соколовский. Аптечка сталевара, М., «Коровакниги», 2017;

Алексей Швабауэр. Небесные носороги. Предисловие П. Банникова. Самара, «Книжное издательство», 2017

 

Сериалы с Ириной Светловой

Memento mori

«…Эквивалентом изгнания из райского сада для героев сериала «Оставленные» («Leftovers», 2014 — 2017, 3 сезона, 28 эпизодов), снятого по одноименному роману Тома Перротты, стала внезапная и необъяснимая пропажа 2% населения Земли»; «Для создателей «Оставленных» Тома Перротты (автора романов «Выскочка» и «Как малые дети») и Дэймона Линделофа (известного зрителю как шоураннер сериала «Остаться в живых», а также сценарист фильмов «Ковбои против пришельцев», «Прометей», «Стартрек: Возмездие» и «Земля будущего») фантастическая ситуация одномоментного исчезновения 140 миллионов человек становится поводом поразмышлять о том, как наши современники, воспитанные в традициях рационального мышления, реагируют на события, смысл которых от них ускользает. …»

 

Мария Галина: Hyperfiction

Увидеть и умереть

Героиня дебютного романа американского музыканта Джоша Малермана «Птичий короб» «Мэлори с двумя маленькими детьми живет в доме, окна которого завешаны одеялами. Выходя на улицу, чтобы набрать воды в колодце, она плотно завязывает глаза себе и детям. Она учит детей ориентироваться исключительно на слух». Смотреть опасно – можно увидеть то, на что смотреть нельзя – в своем очередном тексте Мария Галина размышляет о том, зачем современному писателя понадобился старинный мотив Медузы Горгоны.

 

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)

Периодика (составитель Андрей Василевский)