Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Япония изнутри - 1

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2173
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Полтора года назад абсолютно случайный разговор послужил поводом для покупки билетов Москва, Домодедово — Токио, Нарита. Хоть и прошло уже много времени, это приключение, в отличие от многих других поездок, осталось ценнейшим воспоминанием, не отпускает и наводит на различного рода размышления: снова и снова.

Но перед тем как переходить к некоторым выводам, стоит, пожалуй, объяснить, что именно это была за поездка и чем она отличалась от обычного туристического отдыха.

Чем больше твой опыт путешествий, тем лучше знаешь — внутри каждой страны на самом деле существует две параллельных реальности. В Северной Корее туристические маршруты обязательно фиксируются государством, но и в любой другой стране приезжий, увы, сам заключает себя в рамки путеводителей и достопримечательностей, найденных им в Википедии или на каких-то туристических сайтах. В таких случаях увиденное едва ли аутентично передает дух страны. Не зря местные жители обычно скептически относятся к путешественникам, восклицающим: «Я там был!» («Я был в Moscow, гулял по Krasnaya Ploschad' и даже выпил vodka. Мне очень понравилась Rossiya, это прекрасное место», вот что я обычно слышу от друзей-иностранцев).

Так вот, чтобы избежать подобного псевдо-впечатления, есть незаменимый способ — искать помощи у человека, проживающего в назначенном месте.

Друзей в Токио на момент поездки у нас не имелось, но спас couchsurfing (Cайт, на котором желающие безвозмездно предлагают туристам пожить у себя, в обмен на мультикультурное общение;  надо сказать, само это явление возрождает во мне веру в человечество, но об этом в другой раз).

Японец, согласившийся принять нас у себя дома, оказался наиприятнейшим человеком, отлично говорил по-английски, учил русский и даже рисовал мангу  по рассказам Тургенева. Более того, выделил нам целую комнату, декорированную в самом настоящем японском стиле: раздвижные двери, татами на полу, футоны (матрасы, которые кладут прямо на пол), готовил спасительный холодный чай и купил специально для нас вентилятор (незаменимость этой вещи поймет любой посещавший Японию летом). Мы же в счет аренды привезли ему русские книги и пряники — совсем небольшая плата за то, чтобы изнутри увидеть японский быт. А квартира Мори-сана была идеальной иллюстрацией этого быта: дом невысокий, но на каждом этаже – длинная галерея на которую выходят двери квартир. Планировка квартиры также стандартна: одна комната в традиционном стиле (так называемая, васицу), остальные – в европейском (ёсицу). Кухня перегорожена стойкой, в ванной, фактически, комната внутри комнаты: в одной из них раковина, стиральная машина, за дополнительной дверью — специальное пространство для мытья, висит душ и под ним стульчик (японцы принимают душ сидя). Больше там ничего нет (похожим образом устроены души в онсенах (это японские общественные бани, но о них — отдельно).

Визуально квартира соответствовала моим стереотипам о современном японском доме абсолютно. Но были и сюрпризы: звуки и запахи. Главный саундтрек японского лета — пение цикад прямо в городе, причем на удивление громкое. Со временем, впрочем, к нему привыкаешь, и оно начинает расслаблять. А вот аромат игусы (из нее сделаны татами), пожалуй, чересчур специфичен, за все проведенное в гостях время я к нему так и не привыкла. За всю поездку это была единственная отрицательная деталь.

Я, конечно, не хочу сказать, что в Японии все идеально, но, чтобы соприкоснуться с проблемной стороной жизни, нужно там достаточно долго прожить. Да, для европейских и русских иммигрантов трудностей будет еще больше, поскольку кроме тех проблем с которыми сталкиваются сами японцы, будут и другие: социум островного государства даже в наши времена глобализации довольно закрыт и страдает ксенофобией. Впрочем, я об этом знаю лишь от ездивших на учебу по обмену; у меня ни разу не возникло проблем ни с тесным дружеским общением (хоть в самой Японии, хоть с японцами заграницей), ни с получением помощи от первого встречного. Более того, однажды проводя день в Киото в полном одиночестве, я умудрилась подружиться с продавцом из табачной лавки, куда зашла спросить дорогу. Он не просто мне ее подсказал, он оставил работу, провел меня в нужное место, познакомил с владельцами других магазинчиков, и только нагулявшись таким образом, мы расстались!

Конечно, может быть, он последний хороший человек в Киото, и мне просто повезло. Но все-таки это маловероятно.

И все же никуда не деться от того факта, что у японцев менталитет этакого хорошего воспитания. Говорят, он прямо противоположен европейскому, где индивидуализм возведен в абсолют, но это не так. Среднестатистический европеец весьма схож со среднестатистическим японцем в уважительном и вежливом обращении с незнакомым человеком. Пускай, причины такого поведения различны. Европеец будет толерантен потому что по-либеральному уважает человека. Японец, скорее, уважает социум и его правила. Можно было бы сравнить европейцев и японцев с русскими, но зачем, если об отношении русских к правилам слагаются анекдоты? (Об отношении к либеральным ценностям не буду и заикаться).

Но не только поведением японцы напоминают европейцев. Токио наравне с Лондоном и Миланом можно считать столицей моды, причем отличить творения японских дизайнеров от их коллег с Запада вряд ли удастся. Люди, которых вы встретите в столице Японии будут одеты примерно так же, как европейцы (разве что, более аккуратно). Исключение из правил — окрестности улицы Такешита и район Акихабары. Все самые эксцентричные персонажи дефилируют здесь, от любителей переодеваться в вымышленных героев до официанток из maid-cafe (популярный в Японии вид кафе, где официантки одеты служанками и ведут себя соответствующе), чья униформа является изюминкой подобного рода заведений. Но большая часть населения если и могла меня удивить, то только тем, как редко встречаются люди, выглядящие плохо. Прискорбно, но факт: русская эстетическая парадигма находится где-то в совсем другой плоскости.

Вообще, японская культура вопросам эстетики уделяет колоссальное значение. Возможно, даже больше в практическом плане, нежели теоретическом. Эстетический элемент здесь присутствует во всем, не только в одежде. Физиологическая потребность в пище, и та приукрашена и ритуализирована. В Киото мы дважды имели возможность прочувствовать это изнутри. Первый опыт был получен на чайной церемонии, где перед непосредственным распитием чая мы прослушали целую лекцию об истории этого действа (попытки сидеть в аутентично-японской позе, как принято среди местных жителей, увы, подпортили восторг от этого мероприятия, но хотя бы польстили лекторам). Проведение чайной церемонии — это целая наука. Существует свод правил о том, где она должна проводиться, кем, каков распорядок действий и какая должна быть посуда. Посуда всегда тщательно подобрана в единой стилистике, и принято уделять ей особое внимание; знаком уважения будет попросить у хозяина тот или иной предмет утвари, чтобы более тщательно его рассмотреть. Посуда настолько важна, что, например, ложке для насыпания чая обязательно дается имя: оно должно быть связано с одним из времен года, и в то же время ассоциироваться для своего владельца с каким-то личным воспоминанием. Функция подаваемой на церемонии еды тоже в первую очередь эстетическая. Это всегда что-то легкое, предназначенное для того, чтобы избавиться от отвлекающего чувства голода, но не более. Обязательны специальные сладости, выглядящие настоящим произведением искусства. Звуковой фон, опять же, играет огромную роль: во время проведения ритуала должно быть тихо и спокойно, ничего не должно нарушать внутреннюю гармонию, которая и есть, возможно, одна из главных целей церемонии. Единственный резкий звук, который считается приличным и даже надлежащим произвести — это громкое прихлебывание чая, обозначающее в японской культуре наслаждение вкусом.

Очень похож на церемонию был и наш поход на ужин с Масахиро-саном, уроженцем Киото, тоже найденным на сайте couchsurfing.com. Он привел нас в традиционный ресторан и сопровождал каждое блюдо комментариями. Киотская кухня, оказалось, отличается, например, от Токийской не только ингредиентами, но и формой подачи: в посуде необычной формы продукты не просто нарезаны, но и разложены так, чтобы составить живописную композицию. Повар в Киото обязан быть эстетом, а посетитель ресторана должен сначала рассмотреть свою пищу, насладиться ее внешним видом, и лишь потом — оценить ее вкус.

Японская внимательность к вопросам эстетики, как мне кажется, помогает выдержать идеальный баланс между сохранением традиций и приятием модернизации. Базовые элементы культуры тщательно сохраняются, но не консервируются, а постоянно изменяются и дополняются. Причем, соединение старого и нового производится так искусно, что результат явно превосходит исходный материал. Отчасти поэтому Японию часто называют страной контрастов: общество блюдет традиции, но в то же время Япония — одна из самых передовых стран по части науки и электроники. Токио прекрасно сочетает в себе многовековые и модернистские постройки; вокруг Императорского дворца высятся современные небоскребы. При этом ландшафт не режет глаз своей несуразностью, наоборот, он обнаруживает продуманность эклектики. Этот факт, пожалуй, стал для меня главным открытием поездки.

Хочется добавить, что во время поездки снята серия видео, иллюстрирующая многие из описанных мной вещей.

 

Привязка к тегам Япония

Комментарии

Япония изнутри - 2
Упомянув о внешнем проявлении двойственности, не могу не заговорить и о некой внутренней раздвоенности японского народа. С одной стороны, как уже было сказано, это люди исключительно воспитанные, прид...
Над уровнем нимба

Окинава

Я избавился от боли, как от банного листа,

Чёрным камнем в чистом поле прозябая неспроста.

Что налево, что направо – «тройка борзая бежит»,

Чудный остров Окинава к морю синему пришит.