Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Родина

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 153
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Купил на антикварном развале сборник для классного чтения под названием «Родина» выпуска 1906 года. Учебник предназначался для обязательного изучения в школах в 1-м – 4-х классах начальной школы. Аналог нашей современной «Родной Речи».  

На обороте обложке старательно выведено детской рукой: "Сия книга принадлежит Сергею Добронравову, уч. 1 кл."  

 

b2ap3_thumbnail_20170910-160419.jpg

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Как-то сложилась жизнь Сергея Добронравова?  

Так или иначе, хрестоматия была призвана привить маленьким русским понятие Родины. В предисловии так и написано: «Назначенная для русских детей, книга говорит о родине России, которую русский ребенок обязан изучать предпочтительно пред всеми странами мира».  

Интересно почитать, с чего начиналась Родина в 1906 году. Понаблюдать, как из машины времени.

Обзорно, Родина Россия в 1906 году подавалась в следующем наборе : 

- Главные города Российской империи (включая, помимо прочих, Тифлис и Киев) 

- Религиозные праздники России и православные религиозные обряды 

- Исторические деятели России и писатели России 

- Животные и растения России 

- Традиционные обряды и развлечения России  

- Литература России (проза и поэзия)  

- Народные сказки, басни, пословицы, поговорки, притчи и песни  

Набор объемный. Мне кажется, очень правильно, именно для объемного впечатления, подавалось все вместе, вперемешку - зайцы, святки, Петр I, катание с гор, прогулка по зоологическому саду, отмена крепостного права, береза…  

Вот только очень небольшая выборка статей, все на букву «Б»: 

Береза 

Благовест

Благовещенье 

Благочестие русских 

Богатыри 

Богомолка 

Больная собака 

Бородино 

Бородинский памятник 

Борьба воробья с собакой 

Братское кладбище в Севастополе 

«Брожу ли я вдоль улиц…» 

Бегство французов 

Белка 

Бесы 

Есть статьи: «Самовар», «Чай и сахар», «Деревенская изба», «Чернополосье», «Всенощная в деревне», «Егорьев день», «Великая Суббота», «Холмогорские горшки», «Письмо Кутузова протоирею Казанского Собора»….  

В вопросе Родины не может быть мелочей.  

Но начало – всему делу голова. Посмотрим, с чего открывалась книга «Родина» 1906 года. Начиналась она со стихотворения «Благовест» графа А. Толстого: 

Средь дубравы 

Блестит крестами 

Храм пятиглавый 

С колоколами. 

Их звон призывный 

Через могилы 

Гудит так дивно 

И так уныло! 

Каково? Бердяев, да и многие, писали, что русское мышление эсхатологично, но чтобы вот так первоклассникам определять Родину погостом …  

Впрочем, не знаю, как вам, а мне этот стих, действительно, без всякого юмора, дает гораздо более полное ощущение родины, чем «Каховка, Каховка…». Вера, природа, жизнь, смерть, родина – неразрывные понятия.  

Тут же задание для разбора стихотворения «Благовест»:  

План для пересказа: Какая и где стоит церковь? Что на ней? Подле нее? Как гудит звон и куда зовет? 

Пример пересказа. Среди леса (рощи или дубравы) стоит пятиглавая церковь. На ней блестят кресты и висят колокола. Подле, в ограде, кладбище. Грустно раздается благовест над могилами и призывает прихожан в церковь на молитву. 

Такого рассказа ждали от первоклашки.

Вообще, понятия - Родина, жизнь, смерть, вера, - очень легко опошлить, очень легко начать ими манипулировать. Это и тогда делали в избытке, все-таки 1906 год – сами знаете контекст. Но, все же, оставалось главное – понимание, что базу детям должны дать люди грамотные, образованные, талантливые. И я не только о том, что вере, жизни и смерти должны учить Толстой, Пушкин и прочие гении.

Я сейчас о том языке, которым написан этот дивный учебник. Скажу честно, я давно не читал столь грамотного, звучного, красивого текста, написанного глубоко образованным русским человеком (людьми). Вот, возьмем, к примеру, статью про нашего банального русского зайца. Вслушайтесь в ритм фраз:  

ЗАЯЦ 

Наружность зайца известна всем. Замечательно устроены у него задние ноги: они гораздо длиннее, толще и сильнее передних и снабжены необыкновенно крепкими, легко растяжимыми жилами. Отсюда происходит способность зайца делать длинные прыжки и резво бегать. Заяц не ходит, а прыгает; он даже не может сидеть на всех четырех ногах; как только останавливается он на своем бегу, то сейчас присядет на задние ноги, - так они длинны. Шея у зайца не повертывается, и он не может оглянуться назад; услыхав какой-нибудь шум сзади или сбоку, он опирается на задние ноги, перекидывает всего себя в ту сторону, откуда послышался шум, садится на корточки и насторожит свои длинные уши... 

Нет ни сюсюканья, ни научной зауми, ни примитивности, как в нынешних учебниках, все очень описательно, наглядно. И совершенно дивным языком. 

А вот статья «Катанье с гор»:

 

b2ap3_thumbnail_20170910-160515.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало пригревать солнышко, стала лосниться дорога; пришла масленица и началось катанье с гор. Деревенские мальчики и девочки, раскрасневшись от движения и холода, смело летели с высокой горы, прямо от гумна, на маленьких салазках, коньках и ледянках. Ледянки не что иное, как старые решота или лукошки, подмороженные снизу, как и коньки. Шумный говор и смех раздавались в бодрой, веселой толпе, особенно когда наездники летели вверх ногами с высоких коньков, или, быстро вертясь,  опрокидывалась ледянка с какой-нибудь девчонкой, которая начинала визжать задолго до крушения экипажа. 

Это наш славянофил Аксаков писал так чудно. Скажете, что и в современных учебниках что-то подобное есть? Да, как мертвый слепок ушедшей эпохи, а тогда это была живая жизнь. Кто нынче опишет нашу жизнь так чудно? Или уж жизнь не чудна? 

А вот, весьма интересное описание одного из мест России: 

САМАРА И ЖЕГУЛИ (именно так, через Е) 

 

b2ap3_thumbnail_20170910-160546.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вблизи Самары правый берег Волги возвышен, и горы так велики, что самую Волгу сбили с прямого пути, поворотили и изогнули дугой. Эта лука Волги, так называемая Самарская Лука (изгиб), требует обхода до 150 верст, тогда как проезд поперек луки сухим путем всего верст 15. По средине луки лежит город Самара, на северном верхнем конце ея – деревушка Жегули, от которой начинаются, некогда страшныя, Жегулевские горы.  

Вид с парохода на Жегули, особенно утром, когда они обливаются алым блеском восходящего солнца, превосходный: громадною стеною подступили громадныя скалы самой Волге и точно любуются своим отражением в синих водах. 

Покрытыя лесами, с извилистыми и узкими долинами, Жегули долго служили безопасным притоном для волжских разбойников, грабивших караваны. В старину сюда собирались выходцы отовсюду и разбойничали. На Жегулях есть «Стенькины» курганы, напоминающие известного волжского разбойника Стеньку Разина.  

Подплывали, бывало, с гиком, песнями, на расписных стругах (лодках) удалые молодцы со своим атаманом-хозяином к приближавшемуся судну, цеплялись кривыми баграми за борт, грабили товары, деньги, и с богатою добычею возвращались в свои недосягаемые притоны. «Вот моя беда: отправляюсь я в низовы города.Волга-матушка бурлива, говорят, пол Самарою разбойнички шалят». – певалась в старину на Волге песня… 

В общем, прав анекдот: место проклятое. Отметил еще, как до сих пор екает сердце, когда так беззастенчиво и безальтернативно печатают Стеньку Разина разбойником.  

Интересно стало заглянуть после этого в статью «Благочестие русских». Это оказался короткий рассказ Богоявленского. Привожу его здесь: 

Никогда не забуду я, - говорит один из посещавших Троицкую лавру, - как однажды, приехав к троице, остановился я у церкви, где почивает Св.Сергий, и дожидался , чтобы отворили церковь. Вдруг спешит крестьянка-старуха, опираясь на костыль, в сопровождении четырех или пяти женщин. Дверь заперта. Подходит монах. 

- Батюшка, - обращается она к нему, - скоро ли заблаговестят к вечерне? 

- Через час. 

- Отец родной, нельзя ли теперь? 

- Нет, нельзя, подожди.

Монах прошел. Старуха была в ужасном волнении и, казалось, не знала, что делать 

- Почему же ты не хочешь  подождать? – сказал я. 

- Кормилец, нет мочи, я не ела другой день, а хочется приложиться натощак; не вынесу – и голод морит, да и силы нет; весь день мы почти бежали, чтобы поспеть хоть к вечерне. Кормилец, - вот, у меня есть двугривенный, - нельзя ли дать ему, чтоб он отпер мне дверь теперь.  

И теперь без умиления я не могу вспомнить об этой речи, об этом двугривенном, который верно стоит евангельской лепты, и дороже иного миллиона. Вот каким духом, подумал я тогда, вот какими молитвами, желаниями, евангельских избранных ради, держится наша святая Русь.    

Очень умильно, но интересно, что взятка воспринимается как совершенно естественное действие, могущее ускорить даже метафизический процесс (автор, правда, не указывает, имел ли место акт).  

Вообще же, мне вдруг почудился здесь призрак будущего - рассказа о том, как мальчик всю ночь не покидал пост, потому что дал слово. 

А если без шуток, вспомните, что это было положено читать детям 6-8 лет. Какой же уровень подготовки детей должен был тогда быть?  

Очень много в хрестоматии описаний православных праздников – Вербного Воскресенья, Светлого воскресенья, Пасхи, Радуницы, Троицы...  

Есть большая статья «Молебствие о Дожде». Есть стихотворение «Ветка Палестины», статья «Святые места Палестины», «На Иордане», «На Тивериадском озере». Даже отрывки из «Апокалипсиса». Первоклашки 1906 года и еще вырастают в моем представлении.   

Все проникнуто духом веры. Вот, например статья «Отправление в школу»:  

b2ap3_thumbnail_20170910-160700.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень. Внутренность деревенской церкви. Будничный день. Обедня только что кончилась. Подле молодого крестьянина стоит его жена, и сними мальчик лет 9-ти. На нем опоясанный тулупчик, а на плече висит сумка с книжкой. Все трое стоят перед иконой Св. Иоанна Богослова и молятся. Священник с дьячком служат молебен. По окончании молебна о.Николай, осеняя мальчика крестом, поцеловал и сказал: «Учись, Ванюша, хорошенько; радуй тятю и маму. Господь тебя благословит». Отец с матерью приложились к кресту, подошли под благословение к священнику, положили на оловянную тарелку дьячку медный пятак и пошли вон из церкви в школу, - неподалеку от церкви. В сельской школе раздались детские голоса собравшихся в первый раз после каникул учеников.   

А вот, описывается история строительства храма Христа Спасителя в Москве:  

Храм Христа Спасителя есть величественный памятник о важнейшем событии отечественной истории – борьбы с Наполеоном, и жертва благодарности Русскаго народа Господу за чудесное избавление «от нашествия Галлов и с ними двадесяти языков» (народов). 

Мысль о храме возникла в душе Императора Александра I тотчас, когда враг был изгнан из пределов отечества. Декабря 25-го 1812 года, преследуя бежавшего неприятеля, Император издал в Вильне следующий манифест, начертанный внутри храма против алтаря: «В сохранении вечной памяти и того безпримернаго усердия…» 

В исполнение сего объекта 1817 года 12-го октября в день бегства французов из Москвы происходила закладка храма на Воробьевых горах между Смоленскою и Калужскою заставами, через которые враг вошел и вышел из Москвы… Впоследствии место  это найдено неудобным, и 10-го сентября 1839 года совершилась новая закладка храма на теперешнем его месте. 

Правда заключалась в том, что проект красивейшего Храма на Воробьевых горах, сделанный гениальным архитектором Александром Витбергом, выиграл конкурс моментально – как только его увидел Александр I. Храм должен был повторять античные мистерии – спускаться каскадами с Воробьевых гор к реке, и человек, проходящий по нему, должен был как бы проходить путь самосовершенствования к конечному подвигу самоотречения ради Отечества. Вот тот проект (понятно, не из Хрестоматии):

 

b2ap3_thumbnail_20170910-160727.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы на Воробьевых горах были начаты, и молодой Витберг был поставлен директором стройки. Стройка есть стройка, деньги у неопытного босса быстро растащили, а тут умер Александр I 

Николаю I не нравились ни проект, ни швед Витберг, ни воровство на стройке. Витберга обвинили в растрате, и сослали в Вятку (где он сдружился с А.Герценом). А проект полностью закрыли, переделали и построили то, что построили, с антрактом на бассейн «Москва». 

Витберг умер в Петербурге еще молодым, в нищете, всеми брошенный. Он очень мало успел сделать за жизнь, но то что сделано, свидетельствует о его огромном таланте. И это тоже Родина. 

А вот другая страничка истории. В «Родине» освобождению крестьян 1861 года посвящен параграф под названием «Манифест –19-го февраля 1861 года». В основном разделе  – лишь стихотворение А. Майкова: 

 

b2ap3_thumbnail_20170910-160817.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотри в избе, мерцая,

Светит огонек;  

Возле девочки-малютки 

Собрался кружок. 

И с трудом, от слова к слову 

Пальчиком водя, 

По печатному читает 

Мужикам дитя.  

Мужички в глубокой думе   

Слушают, молчат… 

Разве крикнет кто, чтоб бабы 

Уняли ребят. 

Бабы суют детям соску,  

Чтобы рот замкнуть, 

Чтоб самим хоть краем уха 

Слышать что-нибудь… 

Даже с печи не слезавший 

Много-много лет,
свесил голову и смотрит,
 

Хоть не слышит дед. 

Что ж так слушают малютку? 

Аль уж так умна? 

Нет, одна в семье умеет 

Грамоте она. 

И пришлося ей младенцу,  

Старикам прочесть 

Про желанную свободу  

Дорогую весть! 

Самой вести смысл покамест 

Темен им и ей,  

Но все чуют над собою 

Зорю новых дней. 

Вспыхнет, братцы, эта зорька! 

Тьма идет к концу… 

Ваши детки уж увидят 

Свет лицом к лицу! 

Тьма пускай еще ярится –  

День взойдет могуч! 

Вещим оком я уж вижу 

Первый сладкий луч: 

Он горит уж на головке, 

Он горит в очах 

Этой умницы малютки 

С книжкою в руках! 

Воля, братцы, это только 

Первая ступень 

В царство мысли, где сияет 

Вековечный день… 

Что-то схожее с картиной «Письмо с фронта» есть в этом стихотворении. Впрочем, тут и искренний пафос тоже. Вот как объясняет стихотворение Хрестоматия: 

Упражнение в разборе: Девочка читает крестьянам Манифест об освобождении от крепостной зависимости. «Все чуют над собой зорю новых дней» Вместе со свободою началась новая жизнь для крепостных крестьян. «Тьма идет к концу». Народ получил возможность учиться, просвещаться. С уничтожением крепостного права стали открываться училища. Учение – свет разливается над русскою землею; тьма невежества исчезает.  

Что ж, спору нет, «вспыхнет, братцы, эта зорька» звучит почти пророчеством.  

Из статьи об Александре III:  

При величайшей, мощной наружности, с открытым взглядом, освященным ласковой улыбкой, с окладистой, русой бородой, в одежде, напоминающей старинную, примерный семьянин, набожный христианин, Император Александр Третий, был истинно русский царь – Красное Солнышко – каким народ себе его представляет. Этот царь безгранично любил свою Россию, веру, историю, старину, родной язык. Прекрасно зная иностранные языки, редко, и то по необходимости, говорил на них. Тотчас по восшествии на престол, он немецкие мундиры в армии заменил кафтанами, каски и кепи – шапками. 

А как еще могли написать про отца царствующего монарха.  

В завершении приведу совершенно загадочную русскую народную сказку, которую нашел, правда, не в «Родине», а в «Учебной русской хрестоматии с толкованиями» 1915 года, тоже учебном пособии для средней школы, купленной там же на развале. Еще штрих. Над этой сказкой можно медитировать часами. Есть шанс просветлиться в конце. Называется притча «Дурак и Береза»: 

Давно дело было, встарь, не в нынешнее время. Достался дураку бык при дележе наследства. Он сдуру свел его в лес и продал скрипучей березе. Наутро приходит с топором и громко требует от березы денег. Береза по-прежнему только скрипит жалобнёхонько. «Ну, я шутить не люблю, - говорит дурак, - Я по-свойски с тобой разделаюсь». И давай рубить что есть мочи березу, так что щепки в стороны полетели. Распалась береза около дупла надвое, и увидал в ней дурак нежданно-негаданно кошель золота. Туда разбойники уже давненько запрятали этот кошель. Нагреб дурак золота, притащил домой. Братья спрашивают: «Откуда ты добыл столько?» «Береза мне сегодня за быка отдала. Да тут еще не сполна всё; пойдем вместе и остальное дочиста заберем». Пошли, забрали всё золото целиком, домой принесли и зажили припеваючи.

Всё. Нас не победить.

 

Комментарии

No post has been created yet.