Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 2. Биг-бэнды

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3836
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Здравствуйте, уважаемые сетевые пользователи, на пространстве сайта «Нового мира» и всего безбрежного нета второй выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0» - и посвящен он сегодня джазовым большим оркестрам, биг-бэндам. Три оркестра будут представлены в живописном беспорядке без какого либо плана и претензии на то, чтобы сколько-нибудь полно и связно излагать биг-бэндовую историю. Возможно, такая масштабная цель еще и будет поставлена в рамках «Джазового лексикона», почему бы и нет, но пока еще нужно понять, как вообще он живет и дышит в сети.

Но для начала, тем не менее, припадем к истокам. У биг-бэндов, особенно послевоенных, структуры и конфигурации случались различные, и главное, что отличает большой оркестр от комбо, ансамбля: если в ансамбле взаимодействуют отдельные инструменты, голоса – то в оркестре группы инструментов. Управлять такой массой уже сложнее, отпустить оркестр, подобно ансамблю, в зону свободного конструирования музыки просто на базе некоторых основных принципов игры и прежнего опыта музыкантов, осмеливаются редко. Так что тут куда более существенную роль начинает играть предварительная работа, аранжировка.

Джазовые оркестры никто не придумывал специально. Разнообразные оркестры (помимо симфонических) существовали в Америке издавна. Исполняли регтаймы, марши, озвучивали праздники, сопровождали ревайвалистские религиозные церемонии, аккомпанировали певцам, обеспечивали музыкой танцоров. Состоять они могли только из духовых ( если требовалось играть на ходу), или из духовых со струнными, включать в себя фортепиано или нет – одним словом, по возможностям и потребностям. Трудно определить точный момент, когда появляется первый именно джазовый оркестр. В двадцатые годы XX века, по мере того, как джазовое звучание и идеология распространялись и входили в моду, руководители оркестров стали брать на работу музыкантов, способных не просто чисто исполнять по нотам, но выдуть в нужном месте выразительное сымпровизированное соло – публика этого ждала. Впрочем, баланс руководители оркестров тоже должны были чувствовать точно, особо загружать публику было не принято. Даже в самые благоприятную для биг-бэндов «эру свинга» - от середины тридцатых до середины сороковых – оркестры, дорогостоящие тяжеловесы, не могли совсем уже уходить в импровизационную музыку (даже сохраняющую танцевальный драйв) и совсем оторваться от аккомпанирующей функции. Слушатели, как всегда и везде, в первую очередь жаждали песен. Сегодня, когда выпускаются сборные ретроспекции того или иного оркестра тех времен, туда в первую очередь входят именно яркие джазовые номера, с запоминающимися соло, многие из которых становились хрестоматийными. Но если послушать издания того же оркестра просто хронологически – большую часть там будут составлять весьма усредненные аранжировки, сделанные для сопровождения певцов. Только у единичных биг-бэндов картина будет другая. У Эллингтона, наверное, у Каунта Бейси…

Да, так вот – истоки. Одним из самых популярных биг-бэндов двадцатых был оркестр Флетчера Хендерсона. Хендерсон рано начал вывод оркестра в джазовые пространства. Играли у него в разное время разные великолепные музыканты, настоящие обитатели джазового Олимпа, достаточно назвать одного лишь саксофониста Коулмена Хокинса.

В середине двадцатых работает в оркестре Хендерсона пианист и аранжировщик Дон Редмен. И вот однажды Редмену пришла в голову идея, которая и по сей день определяет звучание подавляющего большинства биг-бэндов. Редмен как бы разделил оркестр на группу саксофонов (или вообще тростевых духовых) и группу медных (позднее, когда оркестры стали больше, уже и группу медных стало возможно делить еще - на трубы и тромбоны) – и противопоставил эти две группы друг другу. Одна группа держала мелодическую линию или основной рифф, другая группа отвечала ей в паузах или подчеркивала движение короткими ритмическими фигурами. Позднее Редмен стал писать «соло» уже не для отдельных инструментов, а для целых групп, гармонизированные вариации темы. В 1924 году все это началось, одна из первых и показательных пьес в этом духе называется «Копенгаген». В ней, кстати, имеет место одно из самых ранних зафиксированных средствами звукозаписи соло Луиса Армстронга. Подсчитано, что тема здесь на протяжении трех минут переходит от группы к группе, от солиста к солисту не менее двадцати четырех раз.

Ну, как всегда, когда предлагаешь слушать ранний джаз, хочется сказать – господа, вы, конечно, люди умудренные, и все это с удаления нашего прогресса может показаться простеньким и архаичным. Но не забывайте – это делалось в первый раз, а не в миллион первый, как сегодня. И это было очень круто.

В чудовищно уплотненном пространстве-времени Сети ваш покорный слуга, пока вы слушали предшествующий ролик, успел переместиться от мирного домашнего письменного стола во 2-е травматологическое отделение Московской городской больницы №71, откуда теперь и продолжает, потаптывая клаву одной рукой, свою культурно-просветительскую деятельность. Оному подобно Икарусу, мой жаждущий джазу читатель тоже имеет возможность (во всем более благоприятную) перепрыгнуть в континууме через десятилетия, стили и судьбы – и оказаться в перенасыщенных джазовых пятидесятых. Впрочем, все первые пятьдесят лет существования джаза можно считать перенасыщенными – и не только количественно, но концептуально: многое долго остается на месте, постоянным, а вместе с тем все время происходит что-то новое, совершается в первый раз. Состав большого джазового оркестра устоялся и прочно закрепился в тридцатые, в знаменитую «эру свинга». Порой это были подлинно большие оркестры, уже не с секциями, а с целыми линями труб, тромбонов, саксофонов. Большинство традиционных биг-бендов и сейчас придерживаются этой схемы. Надо заметить, что звучат такие оркестры поразительно мощно, дают плотную стену звука, способную если не по децибелам, то по воздействию на слушателя поспорить даже с мегаваттами усилительной аппаратуры рок-групп. Но даже самое шикарное звучание со временем приедается. Реформы биг-бенда, его преобразование и расширения начинаются в сороковые. Они не имеют демонстративно авангардного характера – вообще где-то до шестидесятых годов в джазе грань между «развлекательным» и «чистым искусством» размыта (не всегда очевидна и сейчас) – что порой обеспечивало массовую популярность вещам откровенно сложным и очень утонченным. Даже у самых радикальных новаторов середины двадцатого века – у боперов – биг-бенды по структуре и звучанию не слишком отличаются от свинговых оркестров. Одним словом, никто тут никого не скидывал с коробля современности, скорее, стремились звучать немного не так, как остальные.

b2ap3_thumbnail_picture3-1.jpg

Одним из главных реформаторов стал молодой белый аранжировщик Гил Эванс, начинавший в сороковые в оркестре Клода Торнхилла. Вообще оркестр Торнхилла, о котором сегодня вспоминают не так часто, возможно потому, что на первом плане в этот период другой оркестр – Стена Кентона - но переоценить его заслуги сложно. Отсюда вышли такие джазовые титаны, как Джерри Маллиган и Ли Конитц, Торнхилл со своими аранжировщиками записывал вещи, по тем временам вообще ни на что не похожие – и эти пластинки продавались огромными тиражами. Музыканты Торнхилла играли чистым, «классическим» тоном без вибрато, в состав оркестра были введены туба и валторны – что обеспечивало звук одновременно и очень точный, сконцетрированный – и отстраненный. Это называли «облачными» аранжировками. Такой тип звучания, как и состав с тубой и валторнами, впоследствии становится «фирменным знаком» Гила Эванса – и приобретает широкую популярность благодаря совместным инициативам Эванса с восходящей – а затем и поднявшейся в зенит – джазовой звездой – Майлсом Дэвисом. Это Эванс с Джерри Маллиганом, покинувшие оркестр Торнхилла, главным образом ответственны за звучание и концепцию веховых записей, известных сегодня под общим названием “Birth Of The Cool” и вышедших под именем Майлса, за аранжировки для популярнейших альбомов Дэвиса в пятидесятые. Даже знаменитое вступление к гениальной «So what», закрепляющей права нового джазового языка – модального – сочинено Эвансом, хотя официально это нигде не указывается. Вообще Дэвис в джазовом мире до джаз-роковой эпохи различал только двух белых парней, остальные для него особо и не существовали. И оба они были Эвансы. Аранжировщик и бэндлидер Гил и пианист Билл.

Логика требует поместить на этом месте самодвижущиеся образы. Гила Эванса на видео немного, почти совсем нет, зато среди того, что есть – очень мощная запись для ТВ как раз со всем составом Дэвиса – тут и сам Майлс, и Джон Колтрейн, и Кэннонбол Эддерли – свои партии, впрочем, они имеют по замыслу не всюду. Большой белый чувак с большой тубой – самый знаменитый, наверное, в истории джазовый тубист Билл Барбер, с валторной – столь же знаменитый Джулиус Уоткинс. Майлс исполняет на флюгельгорне. Это съемка где-то так года 1959-го. Подряд исполняются три вещи: «The Duke» Дэйва Брубека, удивительный «Blues For Pablo» Гила Эванса, и «Новая румба» Ахмада Джамала. Почему люди на ютьюбе выкладывают видео в таком качестве, чтобы ничего было не различить – большая загадка, все-таки в соотношении между легкостью файла и его полезности должен сохраняться какой-никакой смысл.

В 1965 году американская пианистка Карла Блей и австрийский трубач Михаэль (наверное так, раз он австриец?) Мантлер (Michael Mantler) создали «Оркестр джазовых композиторов” – с целью продвигать идеи джазового авангарда в биг-бендовом формате. Этот крышесносный оркестр периодически собирался, выступал и записывался довольно долго – аж 10 лет, и, надо сказать, стал заметным явлением в мире фри-джаза. Народу в оркестре переиграло, то вместе, то поврозь, т о попеременно, огромное число, и масса звезд первой величины среди них (точнее-то будет нулевой величины, звезды нулевой ярче звезд первой, но тогда какая-то двусмысленность получится – так что, может, так и правильнее, тем более, что звезд ранга М. Дэвиса или, скажем Луиса Армстронга здесь, конечно, не было, а вот чуть меньших – изрядно). На альбоме, целая сторона которого уместилась на ролике – это второй альбом оркестра, 1968 года, самый известный – играют и саксофонист Гато Барбиери, и трубач Дон Черри, и Стив Лэйси на сопрано саксофоне, тромбонист Росуэлл Радд, тенорист Фароа Сандерс, гитарист Лари Кориэлл. Присутствовавший на прошлой записи валторнист Джулиус Уоткинс не отстает от времени. Ну и Сесил Тейлор, конечно, пианист, первопроходец фри-джаза. В записи принимало участие 10 лучших контрабасистов этого поколения, причем меньше пяти одновременно они не играют нигде – что-то подобное чуть раньше делал Колтрейн на «Africa Brass». Классная запись. Вот такую новую жизнь удалось стяжать большому джазовому оркестру на свежем авангардном ветерке. А мне тут пора попрощаться, поскольку из больничного коридора уже вступает в наш тесный адик с его стонами, утками, бинтами и кровью, аппетитная медсестра с подносом хирургической стали, где разложены рядком, бочок к бочку, изящные шприцы, наполненные бурым пейнкиллером. Настоящим, антисанкционным, отечественным. Он и мертвого подымет. «Джазовый лексикон 2.0» выпуск 2, биг-бэнды. Подошел к концу. До новых встреч!

Ну ладно, не совсем еще подошел. Вот музычка, вообще не имеющая отношения к джазу. Это человек по имени Matisyahu, прежде радовавший мир суровым еврейским регги и хип-хопом, постригся, сбрил бороду – и сумел меня (да и многих) тронуть великолепной живой музыкой. Так что – просто так сюда поставил. Вот теперь совсем.

 

Чтобы оформить подписку на "Джазовый лексикон" - кликните юзерпик Михаила Бутова и выберите опцию "Подписаться на обновления блога"

Привязка к тегам джаз джазовый лексикон

Комментарии

Джазовый лексикон. Версия 2.0
Некогда я вел на радио «София» (Христианский церковно-общественный канал) передачу «Джазовый лексикон». Сделал множество программ – несколько сотен. Радио было не то чтобы андерграундным, но слишком с...
Джазовый лексион 2.0. Выпуск 1. Арфа
Добрый день, уважаемые читатели, в пространстве новомирского сайта и всей глобальной сети первый выпуск проекта «Джазовый лексикон 2.0». Вполне естественно в движении по алфавитному кругу начинать от ...
Джазовый лексикон 2.0 Вальс в джазе. Анонс
Как вы полагаете, чем заняты эти дамы? Они учатся танцевать фокстрот. А лучше бы учились танцевать вальс. Грядущий выпуск «Джазового лексикона 2.0» посвящаем джазовым вальсам. Вот этот из них едва...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 3. Вальс в джазе
Здравствуйте и с Новым годом, уважаемые серферы и ныряльщики, путешественники в цифровом океане. На поверхности и в толще этих электронных вод, всюду вас подстерегает новый, третий по счету, выпуск пр...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 4. Гобой в джазе
Добрый день, уважаемые любители почитать старый добрый и вместе с тем болезненно современный «Новый мир» под звуки джаза разных стилей и эпох. Под звуки музыки, что расцвела и склонилась к закату еще ...
b2ap3_thumbnail_Picture2_20160202-120128_1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 5. «Джанго»
Здравствуйте уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! Подобно бессмысленному дракону, проспавшему отведенный ему эон, время твердого, надежного воздуха, но теперь все равно разворачивающему назло...
b2ap3_thumbnail_D6-Picture-2.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 6. Valentine
Здравствуйте, дорогие любители джаза, на просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает шестой выпуск проектика «Джазовый лексикон 2.0», а между тем на дворе, в завываниях метели, тревожном свете луны и...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 7. Еда
Всех благ, уважаемые любители джаза, на пространстве сайта журнала «Новый мир» распространяется проект «Джазовый лексикон 2.0», уже седьмой выпуск. Поскольку основополагающим структурным принципом про...
dzhaz-8-Picture2-1.jpg
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 8. Женщины
Добрый день, уважаемые любители джаза и примкнувшие к ним! На дворе стоит Международный женский день восьмое марта, а на дигитальные просторы сайта журнала «Новый мир» выплывает – удачно! – восьмой вы...
Джазовый лексикон 2.0. Выпуск 9. Аттила Золлер
Здравствуйте, уважаемые джазолюбы! После некоторого технического перерыва на просторах сайта журнала «Новый мир» реанимировался проект «Джазовый лексикон 2.0», нынче уже девятый выпуск. В мерном шагаю...