Пример

Prev Next
.
.

Сергей Костырко представляет 7-й номер «Нового мира» за 2018-й год: о прозе Сергея Золотарева «Лаун-теннис», Георгия Панкратова «Акак», пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», стихах Александра Францева, статьях Татьяны Касаткиной, Валерия Виноградского...

 

ПРОЗА 

Сергей Золотарев. Лаун-теннис. Практическое руководство

Не будем торопиться с определением тенниса как игры исключительно «элитарной», почитаем Золотарева, повесть свою начинающего рассказом про мужиков из полугорода–полудеревни Извинигород, которые затеяли строительство теннисных кортов для правильного досуга. И к делу подошли со знанием дела и в отношении грунтового покрытия для кортов, и расположения его по отношению к движению солнца, и в отношении времени строительства, ну а главное, в выборе тренера: «Где вы, те, кто думают, что могут? Приидите ко мне, и я научу вас подавать и принимать. Я научу вас подавать надежды и принимать мир таким, каков он есть. Откуда взяться миру в душе, если нет правильной работы ног? Если ты не можешь четко войти в удар, на что тебе дар провидца? Там, где время превращается в тайминг, попахивает вечностью. Потому, пока человечек сосредоточен на игре, физика мира предлагает другие законы. Время, зацикленное на человеке, переключает внимание с него на мяч, и вот здесь появляются зазоры для жизни!»

Алла Лескова. Все просто. Shot-short

Подборка коротких рассказов с неожиданными передвижениями авторского взгляда, рассматривающего вместе с нами как бы знакомую каждому «картинку из жизни», которая у Лесковой на самом деле всегда неожиданная и незнакомая.

Георгий Панкратов. Акак. Монологи

Про социально-психологический космос офисной жизни в монологах современных горожан, выговаривающих «дико, чадно, вдохновенно» свое понимание труда как свободы и одновременно кабалы, свое понимание достоинства человека, свои представления о витальности в устройстве нашей сегодняшней жизни, ну и – соответственно – свои представления о смысле жизни.

Дмитрий Данилов. Свидетельские показания. Пьеса

Внешние обстоятельства этой истории с исчерпывающей полнотой даны в открывающей текст авторской ремарке: «Человек выпал из окна своей квартиры и разбился насмерть. Случайно он выпал, или намеренно, или его выбросили – неизвестно. Реплики персонажей – ответы на вопросы невидимого в спектакле следователя, расследующего это дело». Ну а далее начинается самое интересное – выяснение того, кем на самом деле является центральный персонаж пьесы, напоминающий отчасти матрешку, где одно существо вложено в другое, и так - несколько раз.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Дмитрия Быкова «Некому объяснить», Григория Кружкова «Шесть стихотворений», Григория Петухова «Из книг “Вечер” и “Четкий”»

Александра Францева «Чуда не произошло» –

«Пока не требуют поэта

в прокуратуру, на допрос;

статью не шьют за тунеядство,

не учат Родину любить,

и в суд силком не доставляют –

он что попало говорит

и мнит, что сам себе хозяин.

Когда ж на химию, в Берёзов,

путевку выпишут ему –

поймет, что с птичьими правами

умней сидеть и не чирикать.

И присмиреет... А покуда

он дружбу водит с кем попало,

немыслимую гадость пьёт,

и меж детей ничтожных мира,

ему и место, в самый раз. … … …»

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Алексей Нехорошев (1965 — 2014). Шепоты и крики. Вступительное слово Владимира Губайловского

«Случилось так. Ксения Драгунская прислала в редакцию стихи Алексея Нехорошева. Такого поэта я не знал. Мы прочитали: хорошие стихи, надо печатать. Я написал Алексею, что он пишет хорошие стихи. Он поблагодарил: кратко, однословно. Чувствовалось, что к похвалам он не привык. Начали готовить публикацию… И тут пришло сообщение, что Алексей Нехорошев умер. В августе 2014 года. В возрасте 49 лет. Я так его и не увидел и почти ничего не успел ему сказать о его стихах. Не знаю, почему он не печатался и мало кому показывал свои стихи. Может быть, боялся их испачкать о чужие губы, которые их прошепчут, о чужие пальцы, которые их перелистают? Может быть, из какой-то гипертрофированной застенчивости? Этого я никогда не узнаю. Стихи Нехорошева царапают действительность, как дворовый хулиган, оставивший росчерк ржавого гвоздя на лакированном крыле “Мерседеса”, о котором грезит. Это тоже – форма любви. Главное – с какой легкостью нанесен этот ущерб. …»

Юрий Лотман. Рецензия на рукопись первого тома «Истории русской литературы в четырех томах». Публикация, комментарий и вступительная статья Павла Глушакова

«…перед нами ценное высказывание выдающегося историка литературы, во-вторых, это оценка труда большого коллектива ведущих специалистов того времени. Наконец, это аналитическая экспертиза издания /.../, которое остается последним по времени создания систематическим сводом истории русской литературы досоветского времени, в той или иной степени, влиявшим в своей нормативной заданности на целые поколения филологов и преподавателей литературы».

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Валерий Виноградский. «Сельский мир» как познавательная проекция

Статья философа и социального антрополога о сельском мире (мiре) как о некой цивилизации, всегда имевшей свои бытийные основы в России, и о судьбе этого мира в ХХ веке, который с помощью колхозного строя вывернул эти основы наизнанку ( «Сельский мир колхозных времен – это динамическая комбинация примеров отчаянного неформально-экономического удальства и хозяйской дворóвой партизанщины»); остатки же того противостояния сельского мира наступившему веку были разметены процессами, которые пережила русская деревня в 90-е годы. И вот в таком «законченном окончательно» виде этот «сельский мир» живет и сегодня. В положении отчаянном, но живет. Реально живет. «Этот сельский мир амбивалентен. Он прекрасен, поскольку жизнь в форме якобы умирания и страдания идет своим чередом – строятся дома, одеваются дети, покупаются автомобили. В то же время этот мир – отвратителен, поскольку вынуждает субъектов крестьянского общества быть социально-экономическими оборотнями, запрограммированными на обкрадывание ресурсов и жизненной энергии своего партнера, громко лгущими друг другу систематически как в словах, так и в делах».

 

МИР ИСКУССТВА

Санджар Янышев. Метод фука

Эссе про неожиданный, мало кем замечаемый эффект внимательного смотрения кино, точнее, повторного просмотра хорошо знакомых старых фильмов. Речь о соответствии артикуляции актера на экране и слов, которые на этом месте вписывали звукооператоры в кинопленку. Анализ этого эффекта расхождения на самом деле может быть анализом того, что и как мы думаем, и что при этом произносим, – Янышев пишет как раз об этом. В советские времена вот эти расхождения артикуляции и звука практически всегда были знаковыми, если соотносить артикуляцию (условно говоря, слово/мысль в изначальном варианте) с тем, что полагалось советскому зрителю услышать с экрана, – «Расхождение слышимой речи с видимой артикуляцией явилось подсознательным ответом киношников на государственное расхождение слова и дела; тут не “фига в кармане” – вещь вполне осознанная и отрефлексированная, – тут именно что выученный пофигизм: онтологический и тотальный».

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Татьяна Касаткина. Проблемы реального комментария

«В этой статье я попробую поставить под вопрос традиционное видение реального комментирования как операции, не могущей исказить смысл комментируемого текста и оказать влияния на его читательскую интерпретацию. Показать, как в ряде случаев неадекватное авторскому понимание реалии оказывается способно перекрыть читателю доступ к заложенным автором уровням восприятия текста, изменить базовые координаты текста, отменить ряд операций автора по встраиванию цитаты в свой собственный контекст. Как комментирование способно разрушить тот процесс "выращивания стихов из сора", открытия глубинных смыслов в элементах повседневности, который есть задача поэта и писателя…»

 

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Роман Сенчин. Хождение в импринт

Про один из сюжетов глобального – революционного отчасти – процесса кардинальных изменений во взаимоотношениях писателя и издателя, связанного с открывшейся возможностью для каждого пишущего издать свою книгу самостоятельно (для «печати по требованию»), минуя какие-либо контакты с издателями. Процесс, дающий окончательную свободу печати для литератора, но и одновременно превращающий книгоиздательскую продукцию в бурный поток графомании. И соответственно, острейшая проблема этого процесса – проблема структурирования, отделения в этом потоке книг, обладающих потенциальной ценностью для читателя, от книг, интересных только их авторам. Своими наблюдениями над этими процессами делится Роман Сенчин, уже имеющий опыт работы на издательской платформе «Ридеро» как «издатель внутри издательства». (И кстати, часть книг, выпущенных Сенчиным «импринтно» в «Ридеро» в серии «Выбор Сенчина», кратко представлены в «Библиографических листках».)

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Дмитрий Бавильский «Замок внутри» – о книге: Лена Элтанг «Царь велел тебя повесить». М., «Corpus», 2018;

Андрей Левкин «Четыре прочтения» – о книге: Александр Чанцев «Желтый Ангус». М., «Arsis Books», 2018;

Александр Мурашов «Человек – это я» – о книге: Ростислав Амелин «Ключ от башни. Русская готика». М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2017;

Алексей Коровашко «Сами мы не-местные» – о книге: Степан Фрязин «[stefano.garzonio]. Избранные безделки». 2012 – 2015. М., «Водолей», 2017.

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Остров собак»

«“Остров собак” – новый кукольный мультик Уэса Андерсона (“Семейка Танненбаум”, “Бесподобный мистер Фокс”, “Королевство полной луны”) демонстрировался в этом году на открытии Берлинского фестиваля и получил там “Приз за режиссуру”. А четыре года назад там же, в Берлине, удостоился «Гран-при» предыдущий фильм режиссера – “Отель Гранд-Будапешт”. Повышенный интерес самого политизированного из мировых кинофестивалей к инфантильным, симметричным, детсадовски-ярким феериям Андерсона кажется странным только на первый взгляд. В последние годы Андерсон, отодвинув в сторону проблемы взросления и эксцентричные разборки внутри дисфункциональной семьи, характерные для его ранних лент, – снимает кино о главном. В “Отеле Гранд-Будапешт” он затейливо хоронит европейское прошлое, накрывшееся медным тазом тоталитаризма. А в “Острове собак” отчаянно и с опаской пытается отрефлексировать настоящее, в котором тоталитаризм снова почему-то лезет из всех щелей».

Библиографические листки

Книги (составитель Сергей Костырко)

Периодика (составитель Андрей Василевский)