Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Отдам даром

Добавлено : Дата: в разделе: ЛитературоНЕведение

Объявление-рецензия  (ВНИМАНИЕ: содержит спойлеры!)

Друзья, возможно, вы уже слышали о нашумевшей и хорошо разрекламированной книге Ханьи Янагихары "Маленькая жизнь" и даже хотите ее приобрести. Так вот, могу отдать книгу даром любому, кто готов ее забрать из СЗАО и САО Москвы.
Книга отдается потому что библиотека моя и так переполнена, а книга эта очень толстая и при том не является ни "шедевром", ни "литературным памятником эмпатии", как было обещано критиками. И я точно не захочу ее перечитать.

Далее спойлеры.

Итак, этот без малого 700страничный роман повествует о жизни четырех друзей: художника Джея-Би, архитектора Малькольма, актера Виллема и Джуда - главного героя книги.
Персонажи заявлены как равноценные участники сюжета. Однако после первой главы Малькольм исчезает из повествования почти полностью, а Джей-Би появляется по необходимости, чтобы оттенить двух других друзей "неразлучной" четверки. Вообще с точки зрения драматургии у романа достаточно слабых сторон. Затянутое и вялое начало. Отсутствие поворотов. Статичность характеров - никто не меняется, каждый герой  медленно и верно идет заданной тропой, осуществляя свое обозначенное в начале романа предназначение. Поэтому назвать вещь "романом воспитания" можно с большой натяжкой.
Впрочем, перечисленные слабости можно было бы легко простить за язык, за обещанные рецензентами "необыкновенно глубокие размышления об искусстве" и"мучительную точность" в прорисовке персонажей. Но ни сколько-нибудь занимательных размышлений, ни интересных типажей, ни метафор, ни ярких диалогов, ни описаний здесь нет, равно как нет ни топографического контекста, ни примет времени, вообще ничего за что могли бы зацепиться органы  чувств.
Но на чем-то же все это держится?

Да. Пружиной сюжета является тайна - прошлое Джуда, о котором бОльшую часть книги не знает никто, включая самых "близких" друзей героя. И автор раскрывает эту тайну весьма экономно. Буквально по каплям в роман просачиваются мрачные воспоминания Джуда, за которыми стоит многолетнее сексуальное насилие, пережитое в детстве. Мальчика насиловали монахи монастыря, потом брат Лука и многочисленные клиенты, которых Лука к нему приводил, затем воспитатели приюта, дальнобойщики и, наконец, доктор Трейлор, чуть его не убивший.  Удивительно, но именно страницы, посвященные насилию являются в романе самыми яркими, динамичными, и достоверно-психологичными. Насилие прекрасно изображено и метко бьет в самое сердце читателя. Однако не будем забывать, что дело здесь не столько в мастерстве. Насилие - это всегда провокация, беспроигрышный болевой прием, как черенок лопаты у Германа в " Хрусталев, машину!", как брошенные калеки в романе Гальего, как фото обваренных кипятком котиков в соцсетях. Насилие любого художественного качества действует на нас одинаково. И плох тот мастер, в арсенале которого, лишь этот прием.


Но так ли это в нашем случае? Янагихара уверяет читателя, что в книге много Любви. Во всяком случае с Любовью как будто связана взрослая часть жизни Джуда. С момента поступления в колледж он оказывается буквально со всех сторон окружен Любовью. Его усыновляет преподаватель - прекрасный и чуткий человек. Его обожают друзья. Его лечащий врач готов прилететь к нему в любое время ночи, чтобы перевязать  свежие раны, которые нанес себе пациент. Его ценят на работе, так что он стремительно поднимается по карьерной лестнице. А знаменитый Виллем с экрана объявляет его любовью всей своей жизни. Разумеется, Джуд с недоверием относится к этой Любви, что с учетом его прошлого, вполне понятно. Не понятно почему любят Джуда. Потому что в отличие от Насилия, Любовь не прочувствована, не выписана, а только названа. Нам не объяснили на какой почве могла взрасти эта любовь. Как читатель, я не чувствую любви к Джуду, потому что автор не смог мне ее внушить. Зато я чувствую жалость и ярость. Жалость к жертве и ярость к садистам. Возможно, как читателя, меня бы утешило возмездие над насильниками. Но нет, преступники появляются только в воспоминаниях Джуда, никто не наказан, никто не отмщен. Несмотря на свои успехи, жертва остается жертвой. В завершении всего автор ампутирует Джуду ноги и убивает его последнюю любовь в автокатастрофе, обрекая героя на суицид - слабый, избыточный, но закономерный финал. Надо же было все это как-то закончить.

Никакого открытия, никакого взлета, прозрения и катарсиса. Ничего, что дают подлинные мастера слова.


Вот почему я отдаю эту книгу. Возможно, вы прочитаете ее лучше меня.

 

Upd: книгу уже забрали