Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Петербург Аронзона и Рим Гоголя

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1515
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Стихотворение Аронзона 1960 г. кажется только петербургским: воспоминание о Петербурге в Ленинграде. Но Петербург нельзя вспомнить просто как быль на плоскости хроники, это всегда смещение взгляда, смещение чувства и смещение пространства.

По вестибюльной скуке города
передвечернего, по скуке
к дождю приподнятого ворота
я узнаю о Петербурге
подробности, и с ними в саду
иду и мыслю непрестанно,
пока слагается в осадок
рассказ о буднях арестанта.

 

Осадок противопоставляется кипению у Гоголя, герой “Рима” понимает, что в Париже “деятельность его жизни исчезала без выводов и плодоносных душевных осадков. В движении вечного его кипенья и деятельности виделась теперь ему странная недеятельность”. Кипят слова, тогда как осадок остается в делах. Образование осадка особым способом, из прокипяченной массы простым нагреванием без доведения до кипения -- это способ получения фосфора, открытый Хеннигом Брандом в 1669 г. В конце повести Гоголя и названы “прозрачные горы, легкие, как воздух, объятые каким-то фосфорическим светом”, иначе говоря, как раз оставляющие осадок впечатлений. Указание на такое алхимическое преобразование находим и в описании игры света в закатном Риме как игры “радужных оттенк[ов] света” на поверхности, иначе говоря, Рим с высоты сливается в море как именно такая прокипяченная масса, которая не может дойти до кипения красок, но оставляет осадок закатных впечатлений.

И другие образы Петербурга обязаны гоголевскому Фрагменту: вестибюльная скука -- это загородное ощущение в гоголевской повести, когда “длинная аркада водопроводов, подобно длинному фундаменту”, “арки водопроводов казались стоящими на воздухе и как бы наклеенными на блистающем серебряном небе”. Такая “чудн[ая] постепенность цветов должна производить впечатление вступление в пейзаж как в некий вестибюль, в нижнюю часть величественного здания, основной объем которого мы можем видеть только как иллюзию. Герой этого произведения всегда поднимает глаза вверх, только когда видит красавицу, остальное время он смотрит сверху вниз, как смотрел бы петербургский герой, прячась от дождя: при всех прочих погодных ситуациях нельзя не посмотреть наверх.

Тогда понятно, что эти “подробности” “арестанта” не столько подробности из жизни декабристов или Раскольникова, но подробности о самом городе как арестанте -- который не может сам на себя посмотреть сверху, но допускает только горизонтальное движение. Любое чувство тогда не может стать производством фосфора, как в Риме, а оказывается томительным кипением, и не более.

Комментарии

но какая жара на площади Ватикана!
но какая жара на площади Ватикана! в собор святого Петра - без очереди пройти? в центре этого мира куда привели все пути красавицы предлагают услуги иссиня черные из Сенегала подбегают к очереди н...
к петербургскому тексту
Собственно говоря, Питер можно рассматривать как зазеркалье Москвы. Московский вокзал в Питере, как известно, является точной копией Ленинградского вокзала в Москве. И попадая из одного в другой, ты к...
Марк Гальперин и Владимир Ионов
Считаю, что Марк Гальперин (как маркетолог) войдет в историю российского маркетинга. Маркетинг без свободы не существует, а Гальперин защищает свободу, следовательно, исполняет свой профессиональный д...
Общество, стремящееся к власти: демократизация или дестабилизация?
Как писал Лев Николаевич Гумилев, развитие нации определяют пассионарии. Социологи Общественной палаты России сказали бы – социальное ядро. Мы же скажем – эмбрион гражданского общества нашей страны. П...
Плащ красавицы
Петербург наводнен незнакомками. Гоголевские персонажи, прогуливаясь по Невскому, всегда их замечали, каждая из них увековечена в нескольких фразах особенного внимания. Почти все они красивы, или, п...
Ко дню рождения Зощенко
10 августа 1894 года родился Михаил Зощенко. К этой дате представляю пару-тройку небольших историй в виде неких (несуществующих на самом деле) дневниковых записей. От лица самого Зощенко.  По вос...
Вакула лукав
Самая короткая литературоНЕведческая заметка: ВАКУЛА ЛУКАВ. (Да-да – уже прогуглил: до меня, оказывается, заметили давно. Палиндром. Отдаю пальму и т.д.). Но! Но. И ещё. Пальм тут, у Гоголя...
Бобчинский. Рисунок П. М. Боклевского, 1870-е гг.
Гений казенных коридоров
Бобчинский. Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Та...
Плюшкин
 Любое накопление – признак загнивания и омертвения. Добро копится и гноится.  Плюшкин – полуживой мертвец, человек, утративший внешнее достоинство. Скупость его смешна, почти бессмысленн...
«Лебедь» Аронзона: от чувства к смыслу
И.В. Ерохиной «Лебедь» Леонида Аронзона, сонет-манифест, и понятен, и ускользает от понимания. Это менее всего «гротескное» стихотворение, если под гротеском понимать сшивание несовместимых образов н...