Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


О повести Владимира Березина «Полотняный завод»

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1583
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Остроумные фантастические рассказы Владимира Березина, опубликованные во втором номере «Нового мира» за 2017, отнюдь не о будущем нашей Галактики.  В первой новелле, новорусской сказке «Сны», действие происходит в наше время, дальше же речь почти исключительно (до финального рассказа) о  советском прошлом, частной жизни тогдашнего маленького человека. Персонаж этот на наших глазах уже не под пером беллетриста, но в блогах и колонках, превращается в совершенно фантастическое, хотя и немного знакомое историками литературы существо. Но обо всем по порядку.

Интеллектуала, хотя бы слегка затронутого серьезным историческим образованием,  всегда будет изумлять одна черта тех, с кем этого не случилось и, по-видимому, уже никогда не случится.  Речь об обыкновении принимать наблюдаемый мир за вечную норму.  С одной стороны, есть в этом, так скажем, хороший биологический резон. Увидел, как оно, приспосабливайся быстрее, пока ситуация не изменилась, без лишних разговоров! 

Однако если разговоры все же случаются и речь в них заходит о прошлом, то с легкостью возникает подмена путем неосознанного переноса на это прошлое понятий современной жизни, причем зачастую в перевернутом виде.  Происходит это из века в век, куда дольше, чем существует собственно историческая наука. 

Вот, к примеру, ныне появляется мода с ностальгией говорить о простом советском человеке -  таком светлом, неиспорченном, чистом душой, без двойного дна. Любуются им в мечтах наш современник-маркетолог и правдоруб-журналист, оба до смерти уставшие от придумывания новых способов манипулировать согражданами. Вот прямо как в начале XIX века измученный жаждой литературного успеха Фридрих Шиллер или, предположим, сжигаемый изнутри грезами о своей великой роли в истории Адам Мюллер глядели из экипажей на идущего за плугом «наивного» крестьянина, завидовали, делали чувствительные записи в своих дневниках и ехали себе дальше по личным делам.

Бороться с подменами и фантазиями можно по-разному.   Допустим, ответить на них историческим просвещением или, наоборот, методами симпатической магии, то есть при помощи фантазии еще более буйной, но совершенно «законной», поскольку проходит она по ведомству художественной литературы.

Именно это, по нашему убеждению, и делает в своих рассказах Владимир Березин.  Пересказывать мы их не будем, ибо дело там во всяких неожиданностях и внезапностях, но общие темы, точнее, основные направления проблематизации  «простого советского человека» наметим.

Вы считали его естественным? Но вообще-то советскими были и люди искусства, с которого, как с вешалки, должны были начинаться представления граждан о самих себе и своей стране. Верить глазам своим, даже если вы ими наблюдаете труженика сцены или голубого экрана в быту, дело неблагодарное («Пальто»).   

Вы полагали, что он рационален? Но как же быть с куклами, истыканными иголками в магических целях, когда они внезапно вываливаются из советских шкафов («Порча»)?

Вы считали его цельным и искренним?  Однако он двоедушен, а то и троедушен (широка была страна СССР и много удивительного в ней можно было встретить), благодаря чему мог самому дьяволу бросить вызов и победить («Тамариск»).

Хотите поподробнее узнать про технологию дела? Читайте рассказы Березина!

Повесть Владимира Березина "Полотняный завод" в "Новом мире", 2017, № 2

 

Комментарии

No post has been created yet.