Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
Светлова Ирина

Светлова Ирина

Светлова Ирина критик, киновед, кандидат искусствоведения

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

В буквальном переводе с древнегреческого термин «эйфория», который мы сегодня используем как синоним беспредельного восторга, означает «плодовитость», напоминая, что изначально любое счастье было связано в сознании человека прежде всего с продолжением рода и противостоянием смерти. То, что шведский режиссёр Лиза Лангсет выбрала для названия своего нового фильма именно это слово, выводит печальную историю встречи двух сестёр на пороге кончины одной из них на космогонический уровень. Эйфория, к которой Лиза Лангсет приводит своих героинь, не имеет отношения к физическому блаженству, а, скорее, указывает на болезненное, но чреватое высшей гармонией ощущение принятия бытия во всей полноте его противоречивых аспектов.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

О новом фильме Даррена Аронофски «мама!» (2017), как о Всевышнем, проще сказать, чем он не является, нежели однозначно сформулировать его суть. Разумеется, перед нами не фильм ужасов, как утверждает Википедия. Это и не история молодожёнов, идиллия которых разрушается вторжением в их жизнь незнакомцев. Ещё в меньшей степени это рассказ о браке творческого мужчины с приземлённой женщиной, как трактовали фильм в некоторых отзывах. Фильм полон сложных метафор, отсылающих сознание зрителя к древним мифологическим образам.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Тебя здесь не было

Современное концептуальное искусство не позволяет нам оставаться в уютном и безопасном положении зрителя, постоянно вытесняя нас в зону дискомфорта, заставляя быть соучастниками творческого процесса, нередко переходя наши личностные границы, однако довольствуется, при этом, лишь беглым взглядом на реальность. С Мирандой Фолл (Мирей Энос) – главной героиней американского фильма «Никогда здесь не была» («Never Here», 2017, автор сценария и режиссёр Камилла Томан) – мы знакомимся в тот момент, когда она рассказывает журналистке о своей очередной инсталляции, построенной вокруг фигуры некоего Артура Андертона, чей телефон она нашла и по его содержимому решила составить представление о его обладателе. Миранда посещает места из его навигатора, слушает его музыку, фотографирует Артура издали, разговаривает с людьми из списка его контактов, берёт у его матери детскую фотографию своего героя. Идея Миранды состоит в том, что сегодня человек почти полностью исчерпывается теми сведениями, которые можно извлечь из принадлежащих ему гаджетов. Как она говорит журналистам на открытии своей выставки: «Всё теперь в этих коробочках». Другой её проект – «Сумка» – предлагает взглянуть на человека сквозь призму случайного набора мелочей, которые он механически таскает с собой. Люди со смехом соглашаются на этот эксперимент, недоумевая, что же может узнать о них тот, кто захочет составить их портрет по хаосу предметов, накопившихся в их ручной клади.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

Подобно тому, как птицы безошибочно находят дорогу к родному гнезду сквозь бури и штормы, и человек иногда ощущает сильнейшую тягу к своим началам: к местам, где вырос, и людям, окружавшим его в детстве. Бывает, что внезапное желание вернуться в пространстве и времени связано с ностальгией по былой беззаботности, стремлением обрести утраченные части своей личности, найти опору в чём-то, что некогда казалось незыблемым. Но причины могут быть и иными. Луи (Гаспар Ульель), герой фильма Ксавье Долана «Это просто конец света», приезжает к своей матери, брату и сестре после 12-тилетнего отсутствия для того, чтобы сообщить, что умирает. Этот фильм, удостоенный Гран-при Каннского фестиваля 2016 года, поставлен по одноимённой пьесе Жана-Люка Лагарса, одного из самых знаменитых драматургов современного французского театра. Пьеса, в которой очень сильны автобиографические мотивы, была написана в 1990 году, когда автор уже знал, что обречён: через пять лет, в возрасте 38 лет, он скончался от СПИДа.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

В этом году сравняется век русской революции – кажется, что событие отодвинулось далеко в прошлое, но сколько бы исследований и художественных произведений ни было создано на эту тему, боль от этой трагической точки бифуркации отдаётся в поколениях. В фильме Алексея Балабанова «Морфiй» (2008) по одноимённому рассказу Михаила Булгакова метафорой русской революции стала история болезни морфиниста. Ещё в начале 1917 года доктор Поляков (Леонид Бичевин) хоть и подвержен дурной привычке, но она пока не сказывается на его работе. Конец же года становится свидетелем его гибели. Даты проговорены мельком: герои обмениваются беглыми репликами о каких-то мало интересных далёких беспорядках, пока никак не отражающихся на их повседневной жизни. Точная клиническая картина возрастания наркотической зависимости может поначалу скрыть от зрителя истинную тему произведения. Но истории наркоманов все одинаковы, и, даже несмотря на автобиографический характер рассказа, не имело бы смысла обращаться к этому тексту только ради предостережения неокрепшим душам.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Безумие как признак здоровья

Чеховская «Палата № 6» не только уже сто лет не теряет своей актуальности, но и в новом веке дважды была блестяще экранизирована российскими кинематографистами. Сегодня, как и прежде, печально, когда честные, думающие люди обнаруживают свою ненужность обществу, которое квалифицирует их как неудобных для себя и приравнивает к преступникам и психическим больным. В такой ситуации отклонение от медицинской нормы парадоксальным образом может свидетельствовать о нравственном здоровье. В отличие от «Рагина» (2004) Кирилла Серебренникова, фильм Карена Шахназарова по сценарию Александра Бородянского, сохранивший оригинальное название (2009), анализирует скорее психологический, общечеловеческий, нежели собственно медицинский или социологический аспекты бессмертной повести.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Ни предела, ни контроля

Обычно смысл фильмов и книг раскрывается нам в процессе чтения или просмотра. Нередко в ткань повествования вводится какой-нибудь недалёкий персонаж, чья бестолковость призвана оправдать постоянные объяснения того, что рискует ускользнуть от рассеянного внимания зрителя. Но всегда существовали и принципиально другие произведения, обращённые к зрелому сознанию, не нуждающемуся в опекающем руководстве. В фильме Джима Джармуша «Пределы контроля» (2009), как в реальности, мы предоставлены сами себе. Правда, в отличие от бытия, обладающего невыносимым свойством уникальности каждого мгновения, этот фильм можно и даже совершенно необходимо пересматривать: он похож на компьютерные забавы, в которых игрок не получает никаких ориентиров ни относительно того, что именно нужно делать, ни какова цель игры. Обо всём этом он должен догадаться сам. Но, если в игре всё-таки предусмотрен правильный вариант решения, то фильм лишён спасительных «ключей» и рассчитан исключительно на самостоятельную работу.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Идентификация Элис

Каждый человек проживает множество жизней: тяжёлые или радостные события, повышение или понижение статуса, новый формирующий опыт так сильно изменяют нас, что порой бывает трудно сказать: «Я» про того, кем был когда-то. Но обычно нам хорошо известны переходы от одной ипостаси собственной личности к другой. Элис (Рейчел Вайс) – героиня фильма Джошуа Марстона “Бегущая от реальности” (“Complete Unknown”, 2016) – живёт не так, как большинство людей: чувствуя, что одна из её жизненных ролей сыграна до конца, она просто снимает её с себя, как отслужившую одежду, и становится кем-то другим. Окружающим может показаться, что она разыгрывает их, когда рассказывает о своих дальних странствиях и множестве сменённых профессий, да и ей самой в какой-то момент оказывается необходимо опереться на чьё-то знание о себе, чтобы не потеряться в осколках собственной жизни.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Пробуждение

Фильм «Весна, лето, осень, зима и снова весна» (2003), пожалуй, самое светлое произведение южнокорейского режиссёра Кима Ки Дука, в котором он рассказывает буддийскую притчу об этапах становления человеческой души. Времена года во всех культурах традиционно ассоциируются с последовательными фазами жизни человека, которые являются ступенями духовного пути. Каждому этапу человеческой жизни присущи свои законы, и дорога к истинному пониманию лежит через ошибки и заблуждения. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Книга юнгианского аналитика Сильвии Бринтон Переры "Комплекс козла отпущения" посвящена исследованию мифологических и психологических аспектов коллективной Тени и вины.  
В обыденной речи "козлом отпущения" называют человека, на которого окружающие списывают все грехи, идентифицируя его с абсолютным злом. Тем самым все остальные чувствуют себя очищенными от чувства вины. Корни этого понятия восходят к первобытным культурам, где посредством изгнания персонифицированного зла достигалось ежегодное обновление сообщества. Подобный обряд был главной составной частью иудейского нового года Йом-Киппур, а также встречался во многих древних культурах и подробно описан Джорджем Фрезером и другими антропологами. 

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Алхимическая свадьба

С глубокой древности существовали истории странствий, герои которых отказывались от ценностей суетного мира, стремясь обрести свою истинную суть. Гильгамеш и Одиссей были одними из первых литературных персонажей, которые отправились в путь на поиски самих себя. В этом смысле тунизийский режиссёр Насер Хемир в своём поэтическом фильме «Баба Азиз» («Дед Азиз») пересказывает вечный сюжет о мистическом путешествии за пределы обыденности. Главные герои этой суфийской притчи появляются в ткани фильма ниоткуда – они выбираются из своих укрытий после песчаной бури, словно пробуждаясь от долгого сна, и продолжают путь, о начале которого мы пока ничего не знаем.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Пророчица, которой никто не верил

На протяжении всей истории европейской цивилизации древнегреческая мифология не переставала вдохновлять мыслителей, художников, писателей, находивших в ней бесконечный материал для размышления. Психология, оформившаяся в самостоятельную дисциплину в конце XIX века, унаследовала этот интерес, увидев в мифологических персонажах архетипическое содержание, отражающееся в поведении человека любой эпохи. В своей книге "Комплекс Кассандры" юнгианский психолог Лори Лэтон Шапира исследует древнегреческий миф о пророчице, которой никто не верил, в контексте современного взгляда на истерию. Несмотря на то, что в последнее время истерия больше не считается распространённым диагнозом, это заболевание по-прежнему существует и поддаётся клиническому описанию. По мнению Лори Лэтон Шапира, истерический паттерн, связанный с комплексом Кассандры, характеризуется амбивалентным поведением и заметным расщеплением личности, защищающейся от негативного материнского комплекса. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Феномену зависти посвящено в психологии не очень много работ. Книга профессора Евгения Ильина «Психология зависти, враждебности, тщеславия» восполняет этот пробел, рассматривая весь спектр проблем, связанных с завистью и пограничными с ней явлениями ревности, враждебности, тщеславия. 

В древнегреческой мифологии Зависть является родной сестрой богини победы Ники. Таким образом, это чувство знакомо людям с глубокой древности. Венера из зависти преследует Психею, Прометей вызывает зависть богов, сотворив человека. Зависть известна и из древнейших библейских сказаний: первое убийство совершается потому, что Каин позавидовал благосклонности Бога к его брату Авелю; братья Иосифа из зависти к его способностям продают его в рабство; Саул из зависти преследует Давида, а фарисеи – Христа.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Взгляд бездны

Фильмы, как и любые произведения искусства, могут быть плоскими и прозрачными, раскрывающимися с первого взгляда, или многослойными, проявляющими свои коннотации лишь при вдумчивом анализе. Среди последних есть совсем редкая категория фильмов, которые можно «читать», применяя разные культурные коды. Такие фильмы не грех и пересмотреть.

Явление двойника – событие тревожное, а иногда и гибельное для личности. Не всегда «тень» доброжелательно относится к своему хозяину. Парадоксальность фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» по одноимённому роману Чака Паланика в том, что главный герой долгое время «не узнаёт» свою вторую личность, воспринимая его как другого человека.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Гадкий утёнок

Раны, нанесённые в прошлом, никогда по-настоящему не заживают: человек просто приучается жить с ними, как привыкает хромать одноногий или передвигается на ощупь слепец, он осваивается со своей болью и убеждает себя, что больше не чувствует её, чтобы жить дальше. Миртл Даннедж (Кейт Уинслет), героиня австралийского фильма "Портниха" Джослин Мурхауз, снятого по одноимённому роману австралийской писательницы Розали Хэм, настолько преуспела в искусстве игнорировать свою травму, что смогла извлечь пользу из своего насильственного выдворения из маленького провинциального городка Дангатар и стала великолепной портнихой, способной преобразить любую, даже самую невзрачную женщину.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Зависть - сестра Победы

Для того, чтобы успешно лгать другим, надо сперва научиться обманывать себя. Не так уж трудно возвести непроницаемый частокол лжи вокруг своей личности, используя вычитанные истории в качестве фрагментов собственной судьбы, чтобы прикинуться кем-то другим, –  трудно уследить за тем, чтобы эта, так тщательно построенная призрачная стена не дала трещин, сквозь которые сможет просочиться правда. Англо-ирландский фильм по роману южноафриканской писательницы Шейлы Кохлер так и называется: «Трещины» (2009, режиссёр Джордан Скотт). Главная героиня фильма, мисс Джи (в блестящем и безжалостном исполнении Евы Грин) живёт в выдуманном мире собственных фантазий, что – до поры, до времени – даёт ей возможность купаться в восхищённом преклонении своих наивных учениц – воспитанниц религиозной школы Святой Матильды.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Сквозь мутное стекло

Мы, наверное, сошли бы с ума, если бы могли сосредоточиться на мысли о том, насколько зыбки наши представления об окружающем нас мире. Обыватель игнорирует непонятное. Учёный формулирует всё новые законы, чтобы хоть как-то приспособить непостижимую вселенную к насущной человеческой жажде понимания. И лишь художник в состоянии созерцать мир, не предпринимая бесплодных попыток его осмысления. Он наблюдает за ним «сквозь мутное стекло», зная, что его взгляд – не более чем один из бесконечного множества вариантов отражения так называемой реальности. В фильме «Климт» (2006, режиссёр Рауль Руис) жизнь австрийского художника символиста Густава Климта (Джон Малкович) представлена как видение, промелькнувшее перед угасающим сознанием умирающего. Сила воображения художника столь велика, что его сны проглядывают «с той стороны зеркального стекла», и именно туда, за мерцающую, непреодолимую для других грань уходит он к своим образам. Как только события начинают казаться нам особенно бессвязными или абсурдными, режиссёр напоминает, что его герой в это самое время без движения лежит на смертном одре. 

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Бельгийский живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949) прожил очень долгую жизнь, оказал влияние на становление экспрессионизма и символизма в искусстве, на склоне лет был принят в Королевскую академию Бельгии и даже получил титул барона. Однако при жизни художника его образы казались публике и критикам вызывающими и непонятными. Сегодня большинство его произведений рассеяно по частным коллекциям, и представление о его творчестве можно составить только по собраниям бельгийских музеев в Брюсселе, Антверпене и в родном городе художника – Остенде.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Непослушные вещи

Поклонники ранних фильмов Никиты Михалкова наверняка много раз пересматривали «Механическое пианино». Смотрится фильм и сегодня, хотя совсем по-другому, чем 40 лет назад. Уже почти не обращает на себя внимания эскейпизм авторов, их настойчивое желание уйти как можно дальше от невыносимого загнивания «развитого социализма». Меньше, чем современных фильму критиков, сегодня волнует и проблема достоверности быта и характеров, а также допустимости вольного обращения с ранней, незаконченной пьесой Чехова. Остался фильм, такой, какой он есть, вне исторического и художественного контекста, с тонкими переливами настроений и неизбывной тоской, не приписанной ни к какому определённому государственному строю, с изумительной и по-прежнему волнующей игрой завораживающе молодых Александра Калягина, Елены Соловей, Юрия Богатырёва, самого Никиты Михалкова.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Теофагия

«Почему аборигены съели Кука? – Чтоб сильным, смелым, добрым стать, навроде Кука!» Именно такая история приключилась с героинями фильма датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон» (2016). Манекенщицы Сара и Джиджи до рези в глазах позавидовали естественной красоте и неожиданному успеху на подиуме юной провинциалки Джесси (Эль Фэннинг) и решили, что есть очень простой и действенный способ не только избавиться от непрошеной соперницы, но и завладеть её неповторимым очарованием: съесть её.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Было у отца три сына

Первые кадры фильма «Судья» (США, 2014, режиссёр Давид Добкин) опосредованно представляют нам главных героев истории: очки судьи Палмера, бейсбольная бита его старшего сына Гленна, камера младшего Дейла и гортензии матери словно перечёркиваются динамичным планом огромного города, грандиозный масштаб которого акцентирован видом сверху. Это территория среднего брата, Генри Палмера, вырвавшегося из затхлого провинциального Карлинвилля, где и через сто лет ничего не изменится, и ставшего одним и самых высокооплачиваемых адвокатов Чикаго. Единственное событие могло заставить его вернуться туда, где всё причиняет ему боль, – смерть матери. Череда сдержанных реплик, игра взглядов дают нам понять, насколько запутан тот гордиев узел отношений, который Генри пытался раз и навсегда разрубить своим отъездом, больше похожим на бегство; как велика глубина того, о чём тут не говорят, стараясь избегать травмирующих воспоминаний, но тем самым, лишая друг друга возможности примириться.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Из ранних рассказов Виктора Пелевина я чаще всего перечитываю «Нику». Лишь в самой последней фразе этой замысловатой истории мы узнаём, что заглавная героиня, от непостоянства которой так страдает рассказчик, на самом деле не его возлюбленная, а – кошка. Однажды, заметив, что Ника пристально глядит в окно, он тихонько встаёт за её спиной, пытаясь понять, на что же она смотрит, и, разумеется, он не в состоянии разгадать её секрет. Картина выдающегося бельгийского художника Леона Спиллиарта «Купальщица» (1910) напоминает мне эту сцену. Девушка и собачка глядят на что-то, находящееся за пределами изображённого. Может быть, там проплывает лодка, может, рыба выскочила из воды или ребёнок бросил камень, от которого расходятся прихотливые круги. Мы этого не узнаем, но совершенно ясно, что, одновременно наблюдая за этим неизвестным нам событием, девушка и собака видят его совершенно по-разному.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
Раскрыть свой секрет

За неимением собственной мифологии, американцы любят пересказывать простые вечные сюжеты. Фильм «Мех» (США, 2006. Режиссёр Стивен Шейнберг) – несомненно, ещё одна версия «Красавицы и чудовища», хотя авторы одновременно ведут свою героиню и по пути Алисы в стране чудес. Точно так же, как сказочная Красавица, Диана встречает настоящее Чудовище, изгнанное обществом, преисполняется к нему симпатией, любопытством и, наконец, любовью. И так же, как Алиса, следуя за белым кроликом, она открывает миниатюрным ключиком крошечную дверцу в сад своей мечты.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино

Начиная с конца XVIII века тема двойничества завораживает человеческую мысль. Подвергнув сомнению саму возможность адекватного воспроизведения реальности нашей психикой, философия субъективизма разделила весь мир на два полюса: «Я» и «не-Я», познающее сознание и познаваемую действительность. Однако процесс познания больше напоминал разглядывание своего отражения в гигантском зеркале Вселенной: куда бы человек ни взглянул, всюду он видел антропоморфные формы – ведь мы не можем смотреть на явления мира с точки зрения муравья или летящего в пространстве метеорита. И чем больше человечество отдавало себе отчёт в том, что сами по себе феномены остаются принципиально непостижимой "вещью в себе", тем больше идея мира, как неотличимого двойника человека захватывала писателей и мыслителей.

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
«Скудный» мир

Мартин Бубер выделял два типа связей с другими людьми и с самим собой: «Я – Оно», создающий область опыта, и «Я – Ты», порождающий мир отношений. Зона «Оно» обладает массой преимуществ: здесь можно вести безопасное существование, относясь к предметам, явлениям и людям как к объектам. Это не исключает получения знаний, волнующих переживаний и занятий полезной деятельностью. Отношения типа «Я – Оно» организуют жизнь и делают её удобной, безопасной и управляемой, однако они отстраняют людей друг от друга и никогда не адресуются личности во всей её полноте. В мрачной антиутопии греческого сценариста и режиссёра Йоргоса Лантимоса «Лобстер» допускаются только безличные отношения, принадлежащие к практической сфере: все взрослые здесь обязаны жить в паре, неженатое состояние допускается только в специально обустроенных гетто и сроком не более 45-ти дней, в течение которых должна быть образована новая ячейка общества. Тех, кому это по любой причине не удастся, ждёт превращение в животное.